Импортозамещение, «слезание с углеводородной иглы», да и вообще, необходимость как-то наполнить бюджет, пока нефть вновь не взлетела в цене — задачи отнюдь не только нашей страны. Значительно в большей степени это — неотложная потребность других нефтезависимых государств, от Залива до Кариб. Но для перехода на новые рельсы необходимы накопления, оставшиеся с тучных времён. У саудовцев они имеются. И пусть сбережений не так много, чтобы век покоиться на коврах, на перестройку-2.0, превращение Аравии в ведущую научную и экономическую державу планеты, по мнению министров двора, хватить должно.
За океаном решили, что потенциальный альянс «восходящих экономик», который был способен бросить перчатку сложившемуся миропорядку, — фикция. Кое-кто, в поиске вкладов Обамы в мировую историю, назвал «разваленный им» БРИКС. Так ли это, или постепенно возникает российско-китайский дуумвират в Центральной Азии, где один из его участников — отвечает за производство и инвестиции, другой — поставщик ресурсов и безопасности? Сильнее ли этого союза пока никем не ратифицированное Транстихоокеанское партнёрство или «трансатлантика», которую отказывается скрепить подписью даже изрядно ослабленный ЕС?
Казавшийся стабильным мировой порядок, сложившийся после ухода с глобальной сцены СССР, оказался в «зоне разбалансировки». Моноцентрическая система отживает своё, постепенно трансформируется в многополярную. На фоне процессов глобализации и обострения противоречий информационная активность центров силы превращается в одно из ключевых орудий геополитической конфронтации. В ней и нащупывается модель общения и противостояния, гарантирующая международную безопасность в период глубоких потрясений и вынужденного отказа США от непререкаемой на протяжении четверти века гегемонистской политики.
Ожидавшейся аграрной войны Евросоюза с США не будет. То есть, она окончена, сделанные пару выстрелов из пугача — пик сопротивления политиков Старого света. Американские корпорации, успешно производящие генную модификацию продуктов, конечно, сильно испугались, но затем с помощью брюссельских бюрократов, устроивших законодательный хоровод вокруг норм, регулирующих «изменённую» сельхозпродукцию, поместили европейских фермеров в чан с ГМО. Вашингтон, осознающий, что контроль глобальной торговли — залог процветания США, предпринимает максимум усилий, чтобы планета была в зависимости от их продукции.
Незалэжный Минфин — вновь в отказе. Выплаты политической задолженности России не будет. Это — промежуточный итог «Революціи Гідності». Её результаты плачевны, хоть и фактического развала страны, к гордости киевского политикума, пока не произошло. Снизилось благосостояние не только среднего жителя сопредельного государства, — почти три четверти из них относят себя к беднякам, — но и богатейшей сотни Украины. Один из немногих бенефициаров — президент страны. А другим печенек и посулов Запада хватило ненадолго: лишь 0,7% опрошенных из державы победившего Майдана причислили себя к среднему классу.
Казалось, совсем недавно вашингтонские власти авторитетно поучали своих старосветских приверженцев, что последовательность рестрикций в клочья раздерёт экономику зарвавшегося агрессора. Европейцы упорно и методично придерживались заокеанских рекомендаций, возложив последствия экономического противостояния на свой бизнес. Экономика России, особенно финсектор, дрогнула от удара, но постепенно восстанавливается. В итоге, меры США и ответные, — РФ по торговле с Евросоюзом, — распахнули американцам ряд дверей, куда они без промедлений вломились, став пятым по обороту российским коммерческим партнёром.
В очередной раз «пропутинские держиморды» пытаются заткнуть рот столь редким в России свободолюбивым цивилизованным исследователям. «Антимайдан» вслед за экспертами углядел в работе «Левада-центра» признаки иностранного агента. Это, безусловно, — конспирология. Социологический центр настолько независим, что данные о нём как о грантополучателе содержатся, по крайней мере, на двух сайтах. Официальный портал правительства США, и тамошний же Национальный фонд «За демократию». Так ли безвредны исследования, если стипендии на их проведение выделяет американское Министерство обороны?
В «цивилизованном» постиндустриализме добывают сырьё и производят реальные товары недоразвитые, варварские страны, а цель многочисленных исследовательских и аналитических центров — придумать новый способ оценки развития финансово-хозяйственной активности. Рейтинговые агентства добавляют красок в палитру оценок. Но божество, верховный идол либеральных экономистов — валовой внутренний продукт. Он — универсальное мерило благосостояния и правоты общепринятой с определённого времени теории. И даже часть концепции фильтрации чужаков, из-за своей невежественности не владеющих демократическим сленгом.
Реальность такова, что обмен санкциями привёл к появлению сверхдержавы, пока лишь продовольственной. Кто бы мог подумать в 1970-х, что наша страна — главный продимпортёр планеты превратится в одного из основных игроков в нише экспорта провизии, причём, лишившись главных житниц — Украины и Казахстана? Призыв «покупай российское!» нашёл в русских душах и желудках отзыв, заработал не только из-за новой реальности, кардинальной трансформации восприятия нашим потребителем российских товаров, подъёма патриотических настроений, но и потому, что качество отечественного провианта реально высоко.
В Европе всё меньше критикуют континентальный Центробанк за постоянные смягчения собственной политики, выражающееся в обычном печатании денежных знаков. В Старом Свете к этому привыкли, хотя раньше подобные операции осуждались даже экономиксистами. Но «количественно смягчать» всевозможные проблемы стала ФРС США, за ней потянулся ЕС. Однако, сколь волка (экономику) не корми, её реальный сектор сиротливо смотрит в лес, ибо сидит он на голодном пайке. Ничего, кроме пузырей в финансовом секторе и числа стран, где ставки и ценные бумаги строем идут в область отрицательной доходности, не растёт.
К закрытию проекта «Украина — це €вропа», очевидно, постепенно привыкают власти самостийной. Чиновникам Брюсселя, банкирам и бизнесменам Старого Света надоело поддерживать, — не деньгами даже, словесными интервенциями, — «юную демократию». Приговор призрачной интеграции подписан польским сенатом, признавшим Волынскую резню геноцидом. Это — не просто декларация, отреагировать на которую достаточно извинениями. Вероятно, что отвечать свидомым придётся чем-то ощутимым, материальным: деньгами и землями, если другими государствами и частными лицами будут выставлены финансовые претензии.
Российскими властями рассматриваются возможности контроля над значительными расходами граждан. Недавно данный механизм был отвергнут, однако, видимо, пришло время актуализировать его. Для этого приводятся две причины. Нравственная, она же политическая: имущественное размежевание в России не сокращается. И техническая: практически готова к работе отечественная база для отслеживания крупных приобретений, которые будут автоматически облагаться налогами. Но не будет ли значить подключение к «СВИФТ-2.0» встраивание в финансовую пирамиду в качестве кирпичика и полную потерю суверенитета?
Одним из советских ведомств, которому предъявлялось наибольшее число претензий, было статистическое. В том числе, несоответствие между телевизором и холодильником на фоне вранья о златых горах демократии стало причиной того, что мало было защитников СССР. Но удивляют приводимые и тиражируемые экономические показатели и ныне. Только их «неточность», предвзятость направлены в другую сторону. Граждан пытаются убедить, включая родное Правительство, в беспросветном провале курса России, заведшего в экономический тупик. Но если поработать с источниками, картина вырисовывается совсем иная.
Чудны дела твои, о, верховный покровитель прибыли и торговли Гермес! Учёные предрекают скорую роботизацию производств, ведущую к повальной безработице, во Франции же прошли забастовки против возможного увеличения рабочего дня. Одним банкам не хватает ликвидности, другие назначили отрицательные ставки по депозитам, предоставляют под «минусовой» процент кредиты. На планете, тонущей в волнах количественных смягчений, — кризис перепроизводства, в избытке — деньги. Выход видится в поголовном отказе от наличных платежей. Или в исходе России из порочной системы, и пусть мир разбирается сам.
Похоже, уход Обамы с поста будет, мягко говоря, бесславным. Нобелиат «принёс мир» на Украину, в Ливию и Сирию, его экономическому прожекту — Трансатлантическому партнёрству сбыться не суждено. По крайней мере, под его руководством, что пообещал заметный французский политик, мотивируя это невозможностью допустить дискриминацию интересов страны в ущерб прибылям США и расквартированных там транснациональных корпораций. ЕС по инициативе Берлина и Парижа, приостановил ратификацию подобного соглашения с Канадой, а незадолго до того французские парламентарии призвали коллег отменить санкции против РФ.
Ключевая задача российских экономистов — выйти из порочного круга в поиске выхода из стагнации. Цель либералов — дождаться роста нефтяных цен и довести до конца колонизацию российской финансово-хозяйственной системы, против чего — патриотично настроенные учёные, предлагающие усовершенствовать действующую структуру, повысив в экономике роль государства. Несмотря на видимое отсутствие концептуальных разработок, отечественная промышленность по многочисленным косвенным и опережающим индикаторам выглядит всё живее месяц от месяца, что вынужден был признать даже гайдаровский ИЭП.
Вслед за отказом российского и китайского банковских секторов от услуг западных оценочных контор «большой тройки», «компетентно» и «беспристрастно» составляющих самые разнообразные рейтинги, РФ сделал подобный шаг и другой сфере. Может быть, не столь денежной, но не менее важной — телевизионной. К анализу телеаудитории теперь будут допущены исключительно российские организации. А вот иностранцы и подконтрольные им структуры, прекрасно изучившие структуру влияния на аудиторию, права получать надлежащую аккредитацию лишаются. То есть «Гэллап» отправился дорогой, проторенной «Мудис».
Вероятное бегство Британии из Евросоюза, создающее заманчивый прецедент, вместе с эпохальным расширением ШОС, извинениями Турции и весьма успешным визитом Президента РФ в Поднебесную на фоне устойчивости экономики России ко всем этим потрясениям породило массу разговоров о «руке Москвы» в развале ЕС и воссоздании его на новых основах, а также о празднике в Кремле. Непредсказуемая судьба финансового центра Старого Света — Лондона, упавший фунт, рухнувшие бумаги Испании и Италии… кто разрушает мироустройство и снимает сливки с этого процесса — сатрап Путин и прозорливый добряк Сорос?
Отечественные производители продовольствия получили возможность перевести дух. Это отнюдь не означает того, что можно забираться на печь на 30 лет и 3 года. Наоборот, впереди — благоприятная пора для упорного труда, который поможет не только оставить за собой российский рынок пищевых продуктов, но и продолжить завоевание мировых торговых площадок провиантом. В этом российским крестьянам и переработчикам должно помочь российское правительство, целью которого обязано стать максимально эффективное использование продовольственного эмбарго для роста профильных отраслей нашей экономики.
Разговоры о том, что эпоха «вечнозелёного» близка к завершению, идут не один год, их продолжительность уже успела погасить энтузиазм противников долларизации, вызвать неисчислимые насмешки приверженцев неолиберальной финансовоцентричной экономической модели мироустройства. Но всё же процесс постепенного отказа от СКВ №1, чей вес в мире почти вчетверо больше, чем национальный ВВП, в пользу расчётов в нацвалютах запущен. И, может быть, не столь явно, но неотвратимо набирает обороты. Инициирован он был первой реальной экономикой мира — Китаем, поддержан Россией, рядом азиатских государств.