Заехавший по дороге в Хельсинки на саммит с Путиным, Трамп в штаб-квартире НАТО построил во фрунт и отчитал союзников. На сей раз им досталось, — впрочем, как обычно, — за нежелание платить дань самому равноправному из всех цивилизованных единомышленников. В том числе, гегемон настаивал на окончательном расставании с советским оружием, доказавшим свою надёжность и неприхотливость, а также продажи его «западным сукиным сынам», после чего вассалы станут интенсивней закупать продвинутую продукцию партнёров Пентагона, которые должны стать одним из основных драйверов возвращения Америке величия.
В середине июня американский Минфин опубликовал статистику, что Россия сбросила половину своих вложений в заокеанские казначейки, опустившись в списке держателей госдолга «исключительных» в третью десятку. Сделано это было в апреле, — тогда привели в исполнение решение перекладываться в презренный металл и юань, — но было официально отражено в квартальном статотчёте позже. Ход не вызвал ажиотажа, в отличие от последовавшего после этого падения золотых цен. Обрушился вал материалов, предрекающих чуть ли не полное обнищание нашей страны из-за оскудения казны, потерявшей вечнозелёные миллиарды.
Похоже, многим уже поднадоели многочисленные «самосбывающиеся пророчества». Десятилетия доллар доживает свой последний день. Салют схлопывающихся фондовых бирж не даёт уснуть лет двадцать, втихаря плодя финансовые инструменты невероятных степеней производности. Благодаря достижениям очередного технологического уклада машины движутся на запахе цветов, нефть потому никому не нужна, а, следовательно, Россия — полный банкрот. Маск спас всех от любой напасти. Экономика мировая — не гляди, что кривая, зато цифровая. Теперь ей в связи с войной пошлин предрекают неминуемые структурные изменения.
Всем известно: самый объективный и беспристрастный показатель экономического роста — ВВП, стоимостное отображение созданных товаров и услуг. Теоретики этой концепции, позволяющей обсчитать всё так, чтобы представить действия бенефициаров в нужном свете, отмечены профильными Нобелевками. По «правильным» признакам, фиксирующим всё, приносящее прибыль — других современный экономикс не приемлет, — РФ указом Президента должна войти в пятёрку лучших. Для этого нужно будет обойти столь мощную «державу» как Калифорния, где в избытке всего мудрёного да затейливого, а вот с простой водой — проблемы.
Необходимое ли условие процветания государства либеральный постулат, ставший заклинанием об одухотворяющей и всеисцеляющей сменяемости власти? Плюс ли это — постоянные пертурбации на «троне», тяга повелителей избежать их? Преимущество ли стремление «вождя» успеть за каденцию вписать своё имя в анналы, постаравшись поддерживать на должной высоте рейтинг с целью быть переизбранным? Не ведут ли все эти усилия временщиков утвердиться и нормально работать на благо страны к политическим штормам, к пересмотру всего, совершённого предшественником, навязчивыми потугами переделать сделанное ранее?
Безусловно, верна убеждённость экспертов-международников в том, что для более системного реагирования на манёвры и манипуляции партнёров, порой ограничивающихся гневной риторикой, необходима тщательно продуманная стратегия. Но только отчасти. Ибо сама реализация задумок оппонентами, — если они есть, — практически не поддаётся прогнозированию, разве что, уверенность в продлении санкций на очередном заседании. Похоже, едва ли не единственный выход в этой ситуации — политика, построенная на просчитывании ходов или интуитивном проникновении в побудительные причины, движущие оппонентами.
Трамп провозгласил конец евроатлантизма, Реально ли Европе после этого восстановить связи с РФ, вновь «обрести право своё», — политическую независимость? Насколько полной она может быть? Будет ли Старый Свет стремиться к возвращению себе силы и статуса не слишком ущербной цивилизации, одного из центров обещанного политологами завтрашнего многополярного мира. До этого ЕС, — читай — Германия, — была лишена возможности осуществлять субъектные стратегии и внешнюю политику, став своего рода резервацией для покорённых народов, что политкорректно зовётся ограниченным суверенитетом,
Стоит взглянуть в корень перечня причин, прямо-таки вынудивших лучшую часть человечества во имя идеалов и лучшего будущего планеты бескомпромиссно броситься в бой с вероломным путинским авторитаризмом. Реестр оснований для санкций против изгоев заставляет озаботиться. Но не вызывающим поведением ревизионистов, а предпосылками, приведшими к тому, что адепты либеральных ценностей возомнили себя несущими непросвещённому человечеству свет истины, внушили себе, — и постарались — всем, — что имеют права карать несогласных. Даже если принять всё это на веру, последовательно ли проводится эта политика?
В Киеве с какого-то времени ожидание превратилось в национальный вид спорта. Сначала это было предвкушение вступления, — непременно с парадного подъезда, — в общий европейско-североатлантический дом. Ограничилось «безвизом». Затем, когда общечеловеческий мир показал незаинтересованность в спасении самостийной экономики, все «небратья» принялись уповать на кредиты от международных организаций. После этого МВФ стал даже откладывать свои визиты, по итогам которых планировал дать денег в долг под немалые проценты. Мало того, для финансовой стабильности недогосударства требуется перепись населения.
Казалось, совсем недавно все говорили о клиповости мышления современного человека, сейчас мельтешение перешло уже в сферу западной политики, в образ мышления большинства «государственных мужей и жён». Сами международные отношения превращаются в медийное шоу, похожее больше на сценическое противостояние, продолжающее то, что происходит внутри США и имеющее не слишком большое отношение к действительности, проблемам, волнующим население. Обесценилась и социологии, верить результатам которой сейчас, после скандальных промахов «экспертов опросов» на нескольких западных выборах, — просто нелепо.
Идёт украинизация глобальной политики. Не победив Россию наступательными санкциями, не разгромив её агрессивной гонкой вооружений, не сразив бранной информационной войной, «партнёры» вытащили на свет два джокера, долго ждавших своего часа в тайнике, — самостийный боевой гопак и эстонское бойцовское тугодумие. Видимо, стратегия Кремля верна. Глядя на потуги оппонентов, выражающих озабоченность озабоченностью единомышленника, достаточно, не предпринимая резких движений, ждать их ошибок, незаметно исполнять задуманное и молчать. В том числе, и в смысле: не ржать в голос над промахами.
Слишком деятельная разработка и эксплуатация Западом темы «русской агрессии» приводит к определённым выводам. Людям свойственно относить на счёт окружающих свойства, присущие им самим, но которые они не в себе желают признавать. Рассказы о коварстве русских, атакующих всё прогрессивное — яркий симптом того, что психологи называют «проекцией». В повествованиях, привлекающих внимание кричащими заголовками, «завоевателям» приписывается всё зло мира, то есть, — свои мысли, мировоззрение, чаяния. Точно также всему миру навязывается «универсальная» демократия: строй, неприемлемый для многих.
Наши западные «партнёры», поняв бесполезность прямого удара, решили измотать Россию в психоинформационной войне тактикой тысячи уколов. Для прогрессивного человечества Кремль разрисован многими красками, где — сбитые «Боинги» и хакеры, выбирающие лидеров в ассортименте, агрессивные учения с захватом части Европы и скрипали, портящие экологию газовые «потоки» и бабченки, агрессия в многострадальную Прибалтику с вынужденными ответными манёврами оппонентов. Трудно сказать, насколько потребители этих сведений верят в их правдивость, вал однобокой информации не всегда достигает поставленной цели.
Европейская интеграция в опасности! На фоне системного кризиса альянса, замедления, — а с учётом статистических манипуляций — рецессией, — экономики Старого Света, главным тормозом которой является… Германия, новый состав правительства Италии может стать каплей, переполнившей сосуд. Тем более, знаменитый олигарх и политический манипулятор Сорос предрёк, что ЕС — основной пострадавший неминуемого финансового кризиса, который получил серьезный импульс с введением Трампом пошлин на металлы. Удастся ли США самоизолироваться от потрясений данной мерой? И что это может принести России?
Похоже, геополитические карты мира кем-то в очередной раз старательно перетасованы. В роли локомотива глобализма выступает Китай, национализма и протекционизма — трамповские США, пытающиеся по ходу укрепить свои правила на всей планете, Россия поднимается, внимательно присматриваясь к Азии, а Европа, по-видимому, определяется с курсом. Первые шаги из заметных — смягчение антироссийской риторики, восстановление в памяти тезиса о едином лиссабоно-владивостокском пространстве, предложения об активизации сотрудничества с Москвой, без которой решить немалое число международных вопросов невозможно.
Недетские правовые, финансовые, полемические, даже мировоззренческие битвы вокруг труб, несущих в Европу русское «голубое топливо, не стихают ни на день. В них, распихивая всех, ввязываются заокеанские партнёры, отвлекаясь от войн с Поднебесной, чтобы постараться вложить, — похоже, в наш лапоть для комфортабельности хода, — свои десять центов. Но, невзирая на всё, газ обтекает все препоны на сухопутных и морских участках. Даже — идеологические, ведь кто-то в Штатах почему-то решил, что задача России — задушить газопроводами новую кристально чистую зарождающуюся атлантическую солидарность.
В десятке «самых дорогих» компаний мира, — на самом же деле — лидеров по биржевой капитализации, — лишь четыре фирмы, продукцию которых можно потрогать руками, зато пять, относящихся к сфере информационных технологий. На вершине — компания, которая относится к обеим этим категориям, яблочный производитель необоснованно дорогих гаджетов. О предстоящем неотвратимом взрыве ИТ-пузыря, который раздувают и многочисленные криптовалюты, неминуемом повторении кризиса доткомов на фоне дальнейшей цифровизации всего, говорят уже не первый год. Но распухшие высокотехнологические рынки продолжают держаться.
Фактические правители США, — финансовый капитал и транснациональные корпорации, — долгое время благодушествовавшие, экстенсивно развиваясь в заокеанской «теплице», силой и угрозами навязывая остальному миру экономику долгов и демократию, столкнулись с серьёзными проблемами. Действующая модель экономического роста, позволившая кропотливо выстроить гегемонию Града на Холме, исчерпана. А вот география неизменна, но и она порой играет против бенефициара: удалённость Америки от Евразии превратилась в фактор, который невозможно компенсировать ни логистикой, ни инновационными изобретениями.
Уведя кошель из советских и народно-демократических республик, развалив социалистический блок в 1990-х. Европа достаточно быстро поняла, что реквизированная ноша тяжела, в транспортировке неудобна, и вообще, если бы не приток умелых рабочих рук, сметливых мозгов и красивых тел бросила бы этот чемодан без ручки. Но отказываться от причиняющего определённый дискомфорт бремени как-то не толерантно, хотя учредители Священный Римской империи, третьего Рейха и ЕС чувствуют не только ответственность за тех, кого заполучили, но и усталость от новоевропейцев, прежде всего, — жовто-блакитных.
Всё больше заинтересованных людей во всём мире, — будь то глобалисты или «националисты», — осознают, что Трамп своей брутальной активностью содействует лишь сворачиванию программы по возрождению американского величия и ограничению глобальной власти сверхдержавы. Почва для воссоздания многополярного мира взрыхлена, дали ростки русские, китайские, «неприсоединившиеся» семена, в животворный грунт пали неевропейские зёрна. Если задачей было лишения США доверия, она успешно выполнена. Трещит по швам «международное право», установленное долларом и авианосными флотами.