Похоже, Старый Свет пытается отказаться от места в яме, заботливо подготовленной Старшим братом. Переговоры между США и ЕС о Трансатлантическом торгово-инвестиционном партнёрстве проходят со скрипом. Несмотря на активные попытки продавить подписание договора прибалтийскими странами, Еврокомиссия не уверена, что это удастся сделать в 2016-м. Документ держится в секрете, но, похоже, что-то в нём вселяет страх даже в лишённую устоев, национальной, религиозной и половой идентичности европейскую элиту. В наступающем же году позиция по соглашению может быть пересмотрена и новой администрацией Белого дома.
Не только пекинские и вашингтонские власти во имя информационной безопасности государства готовы на решительные действия против лиц с властными полномочиями, в том числе и на отслеживание передаваемой на сетевые ресурсы информации. Наша Госдума также планирует контролировать публикации чиновников в соцсетях. Суть планируемого Интернет-почина — каждый государственный и муниципальный служащий, как и претендент на подобную должность, будет обязан предоставить информацию о своих профилях на площадках для общения в Паутине «куда следует». Кроме того, это поможет сохранить профессиональную этику избранников, сократить коррупционные риски.
Похоже, Запад начал осознавать, что его стремление оказать нажим на российские власти, бизнес, граждан страны успехом не увенчалось. Оружие экономической войны дало осечку, а политические последствия этого шага привели не к тому, что последовательная осада Президента вынудила его отступить от курса на суверенизацию под нажимом обозлённого голодом народа, а к обратному результату, — сплотив россиян. Что делать: продолжать надеяться на скорое крушение режима? Сменить тактику, добиваясь уступок обещаниями снять санкции, которые раздаются из разных уголков ЕС, но которые, возможно, так и останутся посулами?
Американский президент не желает покидать политическую арену не слишком успешной хромой уткой, для чего хозяин, — пока, — Овального кабинета решил совершить значимые в долгосрочной перспективе для США, но прощальные для себя визиты в стан последователей. Посещение Эр-Рияда, Лондона, Берлина должно было не только показать, на какой недосягаемой высоте находятся взаимоотношения государств в настоящий момент, но и укрепить их в будущем. Замысел с треском провалился, «бархатная» инспекция подчинённых продемонстрировала, что экономическое и политическое положение гегемона — в серьёзном кризисе.
Саудовский двор, ощутивший угрожающее покачивание трона и понимая, что страна, безбедно существовавшая только с продажи нефти и американской помощи, решил, что так жить больше нельзя и затеял экономическую перестройку, в результате которой через 15 лет страна не будет настолько зависеть от углеводородных доходов как сейчас. Позволят ли триллионы долларов диверсифицировать никогда и ничего другого не производившую добывающе-перерабатывающую моноэкономику, которую время от времени сравнивали с российской, видимо, с целью обидеть нас? Может ли она в принципе вдруг превратиться в универсальную?
«Первый блин» американского проекта газификации Старого Света «в обход России» испечён: танкер, заполненный заокеанским СПГ, прибыл в Португалию. Ограничится ли всё «пилотной» поставкой с учётом того, что приобретение нашего трубопроводного голубого топлива значительно выгоднее европейцами. Так бы, видимо, и случилось, но рынок регулируется не только «невидимой рукой». Однако в последнее время стало абсолютно очевидно, что экономика попала в полную зависимость от политики. Доказательств предостаточно: в ущерб себе вводит антироссийские санкции ЕС, разрывает все хозяйственные связи с РФ Украина.
Информационное противостояние растёт день ото дня. Медиасфера усиливает давление на настроения в обществе, что вызывает опасения в преддверии предстоящих выборов в Думу. Одна из главных задач — обеспечение суверенитета отечественного информационного пространства. Россия избавляется от симптомов либерального опьянения, поразившего её четверть века назад. Действительность стала более жёсткой, встали вопросы об эффективности российских подходов к противодействию экстремизму, агрессивной идеологии в области СМИ и Интернета, делающих немало для разбалансировки системы безопасности в стране.
После «снятия советской оккупации» прибалтийские республики объявили о своих амбициозных намерениях: стать северными гонконгами и швейцариями. И поначалу грамотно используя своё козырное положение, — при море у большой дороги, — «остзейские тигры» бурно росли. Но процветали они на кредиты ЕЦБ, на вливания государственных структур и бизнеса РФ в банковскую, перевозочную и рекреационную системы. Однако, российские деньги, отдыхающие, продуктовые рынки и главное, — транзит потеряны. У стран, признавших кризис своих логистических отраслей, теперь единственное назначение — гавкать на Россию.
Как безопасно сдуть угрожающих размеров долларовый пузырь? Несколько лет назад в Вашингтоне нашли ответ на вопрос, решив перевернуть страницу учебника новейшей истории, где рассказывалось о кризисе, начавшемся в 2008-м. Был объявлен курс на возвращение домой заводов — экспортную реиндустриализацию. Дополнительный импульс вере в воскрешение «ржавого пояса» дала сланцевая революция, подарившая, казалось, возрождающейся американской промышленности дешёвые энергоносители, которые и дальше продолжали терять цену. Однако реальный рост экономики США выдохся, так и не успев набрать обороты.
Доля углеводородов в валовом объёме доходов бюджета РФ составила лишь 34%, что значительно ниже соответствующих показателей за предыдущее десятилетие. Это обусловлено отнюдь не только невысокими ценами, не прореагировавшими на провал переговоров в Дохе. С цифрами никто не спорит, но вот их трактовка отличается. Кто-то потирает руки от того, что казна пустеет из-за недополучения топливных средств. Другие радуются снижению российской зависимости от торговли нефтью, говоря о том, что поступления и от иных отраслей заметно выросли, видя в этом стартовую точку для положительных тенденций.
Мы привыкли, что информационному и «агентскому» прессингу из-за океана подвергается Россия, но не только, жертвы таких атак — многие страны, имеющие для США важное ресурсное или территориально-геополитическое значение, но несогласные следовать их курсом. Так Китай, развивающий внутренней рынок, совершивший «поворот к человеку», и объявивший о переходе на «четырёхдневку», стал объектом очередной кредитно-рейтинговой диверсии. В глазах «большой тройки» экономика Поднебесной близка к коллапсу. Кризис? Но не в Китае, и не сегодня! А завтра, и лишь в мозгах одураченных потенциальных инвесторов.
Вряд ли Маркс, Леонтьев или даже Кейнс поверили, если бы узнали, что стоимость нефти будет напрямую зависеть от объёма коммерческих запасов данного энергоресурса в США. Вряд ли сегодняшние эксперты смогли бы объяснить грандам экономики, отчего снизившиеся показатели инвестиций и экспорта в экономику Штатов может серьёзно и отрицательно повлиять на прогноз МВФ по глобальному экономическому развитию. Но, как бы то ни было, на фоне ухудшения американских инвестиционных сценариев, подобные показатели России выглядят оптимистично. И они — не просто в хорошем плюсе, но и достигли максимума в XXI веке.