Практически исчезли с западной повестки дня эбола, запрещённый ДАИШ, провозгласивший всё это угрозами демократии Обама. Но третью угрозу, видимо, ничто отменить не сможет. Это — Россия. Предметом обсуждения в цивилизованных верхах стала кибернетика, точнее, коктейль двух компонентов: русская компьютерная преступность и плюралистическая безопасность. Реальную проблему в Вашингтоне превратили в детскую пугалку. Похоже, США пройден пик могущества, если для поддержки всех в тонусе ищется какой-то жупел, что, безусловно, продуктивней сизифова труда по восстановлению своего контроля надо всем миром.
Жертвами «глобального потепления» 2017-го в России стало немало предпринимателей, торгующих мороженым, прохладительными напитками, наборами для шашлыка, коллекциями летней одежды и климатической техники, не считая обогревателей, хозяев кафе на пленэре. Холод привёл к подорожанию сезонных овощей из-за их не вызревания. Скажется ли никак не уходящая летняя свежесть на урожае зерновых, важной экспортной составляющей, лишит ли РФ мирового первенства в этом? А ведь погода, похоже, следует закону сообщающихся сосудов: в Штатах и на Ближнем Востоке — засуха, что взвинтило фьючерсные цены на злаковые.
Всеобщая интернетизация и бигдатизация — на марше. Информация, собираемая профильными сетевыми мастерами, используется для нашей пользы. Ну, или против кого-то. Британские аналитики так поработали с соцсетями, что президентом США стал Трамп. «Большой брат» от разнообразных поисковиков тщательно изучает своих пользователей. Таргетируется не только инфляция правительством, но и «карточные данные» банками, чтобы предоставить клиентам правильную рекламу, предварительно оценив кредитный потенциал заёмщика. Говорят, прибыль от этого российских финансовых институтов исчисляется десятками миллиардов.
Когда Россия, названная на сей раз второй в реестре развивающихся экономик, вдруг оказывается вверху весьма серьёзного рейтинга, составленного одной из западных структур, невольно закрадываются сомнения, как же воспринимать одобрение из уст оппонента. Это может быть вызвано желанием примириться, усыпить бдительность, чтобы заставить жертву, поверив в лестный отзыв тех, чья искренность под сомнением, ослабить внимание и быть если не съеденной, то вовлечённой в сомнительные игры по правилам охотника. А, может быть, «партнёры» просто признали, что информационно раздавить РФ не удалось?
Обычный человек давно распрощался с надеждой найти ответ о глобальных и локальных экономических перспективах, — даже краткосрочных, — в отчётах экспертов всевозможных банков и рейтинговых агентств. Документы эти написаны нарочито мудрёным языком, и нередко за перечислением вроде бы оптимистичных цифр роста следует вывод, что положение в целом напоминает канун кризиса. А если вдруг горизонт чист, то «специалисты по пуговицам» позабыли учесть «малозначительную вводную», за которую отвечают аналитики из параллельной структуры. Ну, или они сами осветили только одну из составных частей проблемы.
Очередное подтверждение получила гипотеза, которую недавно были вынуждены признать главные игроки глобального медиарынка: любая плохая новость о России продаётся хорошо, повышая популярность СМИ. В ход пошло не отвлечённо-умозрительное рейтингование по метафизическим критериям, а, вроде бы, по конкретным, экономическим. Чем же на сей раз не угодила наша страна хранителям тайн транспарентности? Оказывается, объёмом своей теневой экономики. И даже систему измерения процентов того, что находится в сумраке, авторитетнейшие западные эксперты не преминули сообщить: их оценка базируется на ощущениях.
Очевидно, непростое цивилизационное построение было лишено стабильности, когда четверть века назад была извлечена одна из трёх «ножек», — социалистическая, — из-под сложной конструкции, обеспечивающей её устойчивость. Мудрёный миропорядок какое-то время пытался удержаться на паре стоек: «золотом миллиарде» и «третьем мире». Тщетно, ненадёжность конструкции о двух опорах известна, роль третьей взяла на себя Россия. Но когда этот стебель по необъяснимому недосмотру уверовавших в победу кураторов окреп, с «правильной», цивилизованной стороны мира в его адрес стали вновь раздаваться угрозы и брань.
Проявленная Литвой бурная реакция на заявление РФ, выставившей бывшим соотечественникам счёт за немалые инвестиции, которые были сделаны во времена СССР, абсолютно приличествовала стране, являющейся мировым рекордсменом по потреблению спиртного. Единственная, кроме России из западных республик бывшего СССР, имеющая собственную историю государственности, не хочет соглашаться с тем, что финансовый баланс отношений «захватчика» и «завоёванного» — никак не в её пользу. Впрочем, похоже и это, и боязнь агрессии «непредсказуемых русских», — симптомы алкогольной интоксикации на национальном уровне.
Цели и смыслы вложения средств в США, кредитования не самого дружественного государства попытались выяснить депутаты у финансового руководства страны. И получили ответ, что цель приобретения американских бумаг и активов повышенной ценности — обеспечение прироста государственных резервов. Что ж, всё объяснено с позиций бухгалтеров, задача которых — не дать пропасть вверенным деньгам. Счетоводам-сберегателям в высоких чинах вовсе необязательно ломать себе голову о том, как вывести страну из кризиса, но, всё же можно хотя бы попробовать оценить надёжность «банка», куда вложены наши деньги?
Совсем недавно по историческим меркам, на заре государственности в качестве Федерации изрядная часть граждан России ловила любой отблеск в зеркале Запада, надеясь разглядеть в незамутнённой глади цивилизованных СМИ свои недостатки. И вот минуло четверть века. Многие по-прежнему бросают взгляды на заокеанскую отражающую медиаповерхность. Она пока не задрапирована, как в доме покойника, но волшебное стекло стало кривым, искажающим реальность, воссоздающим её в столь исковерканном виде, что пресловутая «точность до наоборот» представляется ныне недостижимой задачей для акул политики и пера.
С победой капитализма в стране, родившей его системный антипод, проводники нового, оперативно распродав «неэффективные» предприятия СССР, стали строить на их местах символы своего успеха — торгово-развлекательные центры. Трудно сказать, удивятся ли наши «эффективные менеджеры» тому, что двигатель прогресса экономический драйвер свободного мира — коммерция стала давать сбои даже в Граде на Холме. В Штатах закрываются не только маленькие магазинчики, ликвидируются и супермаркеты сетевых монстров. Система, «окном» которой стало удовлетворения растущего спроса креативных менеджеров, в кризисе?
В закрытом на спецобслуживание шикарном отеле в американском поместье Шантильи близ Вашингтона, как принято, в атмосфере строжайшей режимности в начале июня прошёл синклит Бильдербергского клуба. Те, кто даже в шутку именует его «закулисным мировым правительством», записываются в конспирологи. Несколько дней люди, облечённые авторитетом, влиянием, связями, за глаза оценивали, как повлияют на ситуацию на планете поведение нового хозяина Овального кабинета, всё нарастающий геополитический вес России и Поднебесной. А могли бы поразмыслить, почему в последнее время не всё идёт по писаному ими.