Мировые медиа, вслед за ними соцсети усиленно раскручивают сошествие нового технологического уклада. Нанотехнологии — уже не в тренде. На смену им пришли большие данные, всеобщая цифровизация, блокчейн, 3Д-печать. Ретроградная и катастрофически недокапитализированная Россия, как всегда, безнадёжно отстав, лишилась билета в Дивный новый мир и всех биржевых дивидендов от надутых пузырей. А, может быть, просто не стала участницей строительства очередной пирамиды а-ля МММ? Если это действительно так, удастся ли РФ «впасть в ересь», не поддавшись глобальной дигитализации, которая охватывает всё?
Несмотря на голоса, — отчасти истеричные, порой справедливые, — что престиж рабочих и инженерных профессий за четверть века уничтожен, что молодёжь, какая попроще тянется в продавцы да охранники, а кто покреативней — в экономисты да маркетологи, беспристрастные цифры показывают иное. Для полноценного возрождения отечественной индустрии необходимо использовать ранний советский опыт. Да, массовое производство во многом ликвидировано в РФ за четверть века, да, на возрождающихся заводах трудятся стар да млад, а средний сегмент прикрывают выходцы из постсоветских стран, но тенденции меняются.
Польша, получившая титул «любимой жены» заокеанского хозяина, бросилась обвинять соседей во всех тяжких. Выждав 78 лет, — какова пауза, прямо по Станиславскому, — Варшава осудила Берлин и Москву: те, мол, ответственны за развязывание Второй мировой. Досталось «на орехи» Украине с Литвой. Когда непросто найти объяснение каким-то поступкам, то, скорей всего, дело в деньгах. К тому же, помноженных на национальный гонор, который, похоже, изрядно пострадал от того, что газовым хабом Старого Света готовится стать Германия, а гордость Речи Посполитой, — яблоки, — так и останутся гнить под деревьями.
Рыночная стоимость биткоина превзошла капитализацию «Роснефти». Это провоцирует аналогию: после того, как Трамп определил себе зарплату в один доллар, любая женщина мира может почувствовать себя круче его жены. Советовать трейдерам заправлять свои автомобили криптовалютами, наверное, даже не стоит. Видимо, следует порекомендовать им вспомнить крах доткомов и задуматься о безопасности. В том числе своих денег и устройств, помогающих выходить в Сеть, передающих данные на сервера. Российский же сегмент Интернета, помимо глобальных угроз, сталкивается со специфическими геополитическими рисками.
Малообъяснимые вещи творятся на Западе. Власти США, пока их граждане сносят памятники, почти единогласно одобряют санкции против России, КНДР, Ирана, не только ни считаясь со столь часто обсуждаемым в мире международным правом, практически убивая его. Протекционистские антигазовые меры против РФ могут нанести чувствительный удар по европейской экономике. С другой стороны, старосветский миропорядок, сам жизненный уклад, взят в клещи атаками международного терроризма, происходящими с завидным постоянством. Не секретная ли это война Нового Света против прародителя западной цивилизации?
Не может не радовать то, что институционализация свободы, совокупность принципов, гарантирующих права меньшинств, побеждает хоть где-то. Конечно, не на земле, объятой кровавой кремлёвской деспотией. Всем известно, что разделение властей — величайшее завоевание демократии. Не успел босс исполнительной власти Града на Холме провозгласить реиндустриализацию, бизнес США тут же начал исполнять пожелание Трампа. И «ренессанс» американской промышленности пошёл семимильными шагами, да так, что компания «Дженерал Электрик» закрывает завод в штате Нью-Йорк, чтобы… перенести производство в КНР.
Лето 2017-го если и дало кому-то из сильных мира сего возможность уйти на каникулы, то были они какими-то ущербными. Заваруха вокруг Кореи, новый виток американского противостояния традиционалистов и либералов, испанские теракты, бесчисленные инфоповоды, подбрасываемые с Украины и примкнувшей к ней Польши, несколько увели в тень Россию. Правда, до отпуска парламентарии США записали её в «страны-изгои», но потом занялись более важным, — разборками у себя дома. И это правильно, если учесть, как без вести пропадают моряки с эсминца, столкнувшегося с судном в открытом море в светлое время суток.
Во исполнение заветов о цифровизации российской экономики два весомых игрока сектора, — крупнейший банк РФ и Интернет-гигант сделали решительный шаг к поставленной цели, совершив масштабную сделку. «Сбербанк» от души вложился в «Яндекс.Маркет». Грядут революционные перемены на отечественном рынке сетевой торговли, партнёрство призвано открыть ряд возможностей для коммерции в Паутине, даже изменить всю её процедуру. Здание построено! Жаль, правда, что с крыши: помпезных торгово-развлекательных комплексов, сбывающих импортные шмотки/аппаратуру да крутящих голливудские фильмы, хватает и «в реале».
На ниве политкорректности в плюралистическом Граде, блюдущем таинства демократии и разделения властей, происходят настолько странные вещи, что все толерантные свободы личности оказались под угрозой. Причём, — не остаётся ничего иного, как выразить озабоченность, — с обеих сторон. ИТ-гигант «Гугл» сделал выбор между информационной безопасностью и суверенитетом индивидуума в пользу… обходительности. Корпорацией был уволен сотрудник, бросивший вызов установленным нормам «попыткой упрочить гендерные стереотипы». А вот Трамп решился на разрушение установленных расовых и трансгендерных стандартов.
Конечно, ответом на очередной виток санкций американского Конгресса должно стать постепенное, крайне аккуратное сокращение Россией зависимости от «вечнозелёного» и от платёжных систем США. Но так, чтобы не дестабилизировать ситуацию. Что делать, если цель экономического агрессора, к счастью, сейчас занятого преимущественно межвластными разборками внутри страны, — укрепить своё положение, расшатывая всю глобальную политэкономическую систему? Удастся ли справиться с задачей избавления от доллара лишь осторожными действиями в финансовой плоскости, если ставка «партнёров» — на разрушение стабильности?
Понемногу под воздействием «газового катализатора» очерчиваются контуры «Свободного мира-2.0». В основном, не принявший избрания Трампа ЕС показывает некоторую тягу к расколу. Поляки, услышавшие из уст высочайшего дифирамбы в свою честь, в очередной раз, забыв о прежнем горьком опыте, строят антирусский блок из соседних лимитрофов. Настоящий Запад, с опаской поглядывая за океан, поднимает, — на полтона, громче уже страшно, — голос на несправедливость действий США, решивших перекрыть все русские Потоки «голубого золота», идущего в Европу, и обеспечить её своим демократическим «сланцем».
Штаты и их адепты, прежде всего — ближневосточные «непримиримые оппоненты» израильтяне и саудовцы, толкают Россию и Иран в объятия друг другу по принципу «враг моего врага». Третью из списка стран-изгоев, далеко не всегда адекватную Северную Корею, пуляющую баллистическими ракетами в разные стороны, российская как впрочем, и китайская, дипломатия спасать пока не стала. С персами русские, наоборот, пытаются укрепить связи в сфере внешней политики, технологий и военно-технического сотрудничества, и уже собираются поставлять оборонную технику, вплоть до С-400, без оглядки на Атлантику.