Материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО "Интерком-Аудит"
Отправляясь в туристическую поездку либо в командировку по служебной надобности, каждый из нас неизменно сталкивается с необходимостью найма жилого помещения на период поездки. В таких случаях на помощь приходят специальные предприятия - гостиницы, которые предоставляют потребителям соответствующие услуги.
Необходимо отметить, что, несмотря на огромное число гостиниц в России, гостиничный бизнес в нашей стране только начинает развиваться. Во многом, это связано с развитием малого и среднего бизнеса, а также с повышением спроса на туристические услуги.
Гостиница представляет собой имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг.
В соответствии ГОСТ Р 50645 -94 "Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц" под гостиницей понимается предприятие, предназначенное для временного проживания. Допустимое минимальное число номеров в гостинице - 10 .
Охарактеризовать гостиницу, как предприятие гостиничной индустрии можно с помощью следующих признаков:
Гостиницы различаются по вместимости, числу номеров и числу мест, предназначенных для проживания.
Под номером понимается помещение, состоящее из одного или нескольких мест проживания, оборудованных в соответствии с требованиями, предъявляемыми к гостинице данной категории.
Койко-место - площадь со спальным местом, предназначенная для пользования одним человеком.
В международной практике принята стандартная классификация средств размещения, в соответствии, с которой средства размещения делятся на коллективные и индивидуальные.
Коллективные средства размещения, в свою очередь, делятся на предприятия гостиничного типа и специализированные предприятия.
В соответствии с ГОСТ Р 51185 -98 "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования" к коллективным средствам размещения относятся:
Специализированные средства размещения представляют собой:
К индивидуальным средствам размещения относятся:
Гостиничная деятельность - деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обладающих или наделенных в установленном порядке имущественными правами на какое-то коллективное средство размещения, по непосредственному распоряжению и управлению им для предоставления услуг по временному размещению (проживанию) и обслуживанию граждан.
С точки зрения бизнеса гостиница представляет собой предприятие по производству и предоставлению услуг (гостиничного продукта) коммерческого гостеприимства, которое предлагает свои удобства и сервис потребителю.
На развитие гостиничного бизнеса огромное влияние оказывает ряд факторов, а именно:
Место расположения гостиницы. От данного фактора зависит удобство доступа к отелю и привлекательность его окружения (развитая инфраструктура) для гостя, которая во многом зависит от цели посещения (отдых или деловая поездка).
Удобства обслуживания. К данному фактору относятся спальни, рестораны, бары и т.п. - доступные для клиентов и дифференцированные по типам, размерам и ценам.
Уровень сервиса. Сюда относится ассортимент предоставляемых услуг, наличие различных видов удобств, их стиль и качество.
Имидж гостиницы. Данный фактор обеспечивает благоприятное восприятие отеля, известного клиентам. Имидж в целом складывается из местоположения гостиницы, предлагаемых услуг и удобств, внешнего восприятия и внутренней атмосферы отеля, уровня квалификации обслуживающего персонала и т. п.
Цена. Данный фактор отражает стоимость обслуживания.
Ассортимент услуг, предоставляемых гостиницами, очень разнообразен: это и услуги по временному размещению (проживанию), услуги общественного питания, парикмахерские услуги, услуги салонов красоты, сауна и т.д.
Сегодня, не выходя из гостиницы, можно постричься в парикмахерской, сходить в сауну или поиграть в бильярд. И хотя основную часть выручки гостиницы составляет плата за проживание, так называемые дополнительные услуги также приносят предприятию немалый доход.
При этом услуги размещения рассматриваются в качестве специфического гостиничного продукта, который покупается посредством обменных сделок, не подразумевающих владение, а только доступ к нему и его использование в определенное время и в определенном месте.
Гостиничные услуги можно охарактеризовать следующими качествами:
Оказание данных услуг требует активного участия, как потребителя, так и исполнителя, причем осуществление этой услуги происходит на территории последнего. Персонал, производящий услуги, имеет непосредственный контакт с потребителем, и он рассматривает его как неотделимую часть самой услуги. В практике мы и сами не раз оценивали качество гостиницы в значительной степени поведением персонала.
Более подробно с учетом и налогообложением в сфере гостиничного бизнеса Вы можете познакомиться в разработке ЗАО "Интерком - Аудит" "Гостиничные услуги".