Статья – Интервью Геннадия Букаева.

Назад

Предприятие должно или платить налоги, или навсегда уйти с рынка - на вопросы "Интерфакса" отвечает министр РФ по налогам и сборам Геннадий Букаев

- Геннадий Иванович, за последние годы государство неоднократно предпринимало попытки урегулировать вопрос о налоговых долгах предприятий перед бюджетом...

- Да, государство пыталось сделать это не раз, но не всегда такие намерения приводили к желаемому результату. В частности, проводившаяся в 1997-1998 годах реструктуризация налоговой задолженности предприятий перед федеральным бюджетом не носила массового характера и не дала ожидаемого эффекта.

В эти годы в соответствии с принятыми правительственными постановлениями о реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет такое право получили только 40 организаций, в том числе шесть предприятий в соответствии с постановлением правительства РФ N254 от 5 мая 1997 года, и 34 организации - согласно постановлению правительства N395 1998 года.

- Последующие реструктуризации учитывали опыт и недостатки предыдущих кампаний?

- Да. Cледующее постановление правительства РФ N1002 от 3 сентября 1999 года предусматривало, что все предприятия-недоимщики, кроме нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих, имели право с сентября 1999 года по март 2000 года включительно обратиться в соответствующие налоговые органы с заявлением о предоставлении права на реструктуризацию налогового долга перед федеральным бюджетом. Однако для этого должнику требовалось выполнить условие - полностью внести текущие налоговые платежи в течение 2 месяцев до 1 числа месяца подачи заявления.

В случае предоставления права на реструктуризацию должник равномерно погашал основной долг в течение 6 лет , а в последующие 4 года - задолженность по пеням и штрафам. При этом с сумм задолженности организация ежеквартально должна была уплачивать проценты за пользование бюджетными средствами из расчета 5,5% годовых. В то же время тем организациям, которые до реструктуризации уже погасили недоимку, предоставлялось право в течение 10 лет погашать долг по пеням и штрафам.

- Насколько такие условия оказались под силу предприятиям, желавшим реструктурировать свой долг?

- Право на реструктуризацию налоговой задолженности перед федеральным бюджетом в 1999-2000 годах в целом по России получили 16 тыс. предприятий на общую сумму долга около 90 млрд. рублей, в том числе около 46 млрд. рублей недоимки и 44 млрд. рублей пени и штрафов. Таким образом, право на реструктуризацию долга получили почти 74% организаций, подавших заявления.

Выше среднего уровня этот показатель был в Центральном, Северо-Западном и Приволжском федеральных округах - здесь право на реструктуризацию получили в среднем 76-78% подавших заявления организаций. Наименьшее количество предприятий, получивших такое право, было в Сибирском федеральном округе - только 68%.

В настоящее время фактически урегулирована пятая часть общероссийской задолженности в федеральный бюджет по состоянию на начало 2000 года.

- Наверное, стоит более подробно остановиться на постановлении N1002, поскольку реструктуризация по нему была наиболее активной и массовой. Все ли должники воспользовались своим правом на реструктуризацию?

- Потенциально в соответствии с этим правительственным постановлением могла быть реструктуризирована налоговая задолженность перед бюджетом РФ в отношении 216 тыс. организаций на общую сумму 386 млрд. рублей, из которых недоимка составляла 213 млрд. рублей.

Однако только около 22 тыс. организаций выразили желание урегулировать свою задолженность перед бюджетом и обратились в налоговые органы с заявлениями о реструктуризации долга на общую сумму 164 млрд. рублей, или 42% от потенциально возможной.

- А как в этой ситуации повели себя крупнейшие должники?

- Министерство реструктурировало на федеральном уровне почти половину заявленного налогового долга крупнейших недоимщиков. МНС в соответствии с указанным постановлением предоставило на федеральном уровне 187 крупнейшим предприятиям-недоимщикам право реструктурировать налоговую задолженность на общую сумму 53 млрд. рублей, или 48% от всей заявленной к реструктуризации суммы долга.

Необходимо напомнить, что документ предоставлял право каждому предприятию, имеющему недоимку в размере свыше 20 млн. рублей в бюджет по состоянию на 1 января 2000 года, подать заявление о реструктуризации в центральный аппарат МНС.

Всего в МНС России поступили заявления от 401 крупнейшего предприятия- недоимщика на общую сумму 109,5 млрд. рублей, что составляет две трети от всего заявленного для реструктуризации объема задолженности перед федеральным бюджетом. При этом треть суммы налогового долга перед федеральным бюджетом, предъявленного к реструктуризации, или 54,5 млрд. рублей, была заявлена на региональном и местном уровнях.

- Получив право на реструктуризацию, все ли предприятия смогли выполнить ее условия?

- Налоговые органы отменили решения о предоставлении права на реструктуризацию налоговой задолженности перед бюджетом РФ в отношении 2,5 тыс. организаций, не выполнивших своих обязательств в ходе реструктуризации.

Это примерно 15% от всех предприятий, получивших это право. Общая сумма их задолженности составила 6 млрд. рублей, из которых 3,2 млрд. рублей - недоимка.

В том случае, если предприятия, снятые с реструктуризации из-за невыполнения своих обязательств, в ближайшее время не погасят свою задолженность перед бюджетом, то к ним будут применены все меры принудительного взыскания, включая инициирование в арбитражном суде процедуры банкротства.

Такие меры могут быть предприняты к достаточно большому количеству должников. Так, организации, не выполнившие обязательств в ходе реструктуризации своего долга перед бюджетом, в Северо-Западном и Сибирском федеральных округах составляют пятую часть от количества получивших право на реструктуризацию в округе, в Центральном, Приволжском и Дальневосточном - около 17%, в Уральском и Северо-Кавказском - соответственно 15 и 16%.

- Можно ли уже сейчас подвести некоторые итоги реструктуризации долга предприятий, проводившейся в соответствии с постановлением от 3 сентября 1999 года, как самой массовой за последние годы?

- Проведение мероприятий по реструктуризации налоговой задолженности позволяет дополнительно направить в федеральный бюджет значительные денежные средства за счет стимулирования уплаты текущих налоговых платежей. Только от 401 крупнейшего недоимщика в 2000 году в доход федерального бюджета дополнительно поступило около 33 млрд. рублей. Это стало возможным потому, что текущие платежи, по условиям реструктуризации, были уплачены в полном объеме.

Кроме того, в прошлом году более 1 млрд. рублей поступило в счет погашения сумм реструктурированной задолженности и уплаты процентов за пользование бюджетными средствами.

По прогнозам МНС, в результате реструктуризации задолженности в течение ближайших 6 лет федеральный бюджет будет гарантированно ежегодно получать 5-6 млрд. рублей в счет погашения долга по графикам и процентов за пользование бюджетными средствами.

- Действительно ли правительство решило в этом году предоставить предприятиям последнюю возможность урегулировать свои долги перед государством и впредь реструктуризации проводиться не будут?

- Подписанное в этом году правительственное постановление о реструктуризации налоговой задолженности предприятий перед бюджетом N410 предоставляет недоимщикам самые льготные условия погашения долгов государству по сравнению с проходившими ранее кампаниями.

Это последний шанс должникам рассчитаться с государством по долгам и начать работу с чистого листа.

Принципиальная позиция государства заключается в том, что предприятие должно или платить налоги в казну, или, если не воспользуется правом реструктуризации долга, навсегда уйти с рынка.