Источник: ''Финансовая Россия''Константин Фрумкин
Налоговой реформе стукнул второй год - самое время подвести хотя бы промежуточные итоги. Несмотря на все усилия Минэкономразвития, налоговая нагрузка на ВВП так и не снизилась. Замминистра экономического развития и торговли Аркадий Дворкович объясняет этот факт тем, что легализация доходов в экономике произошла быстрее, чем ожидало правительство.
Минфин постарался
Некоторые поправки к Налоговому кодексу, подготовленные Минфином к 2002 году, вызывают в среде предпринимателей и бухгалтеров настоящую панику. Например, из НК должно исчезнуть понятие "презумпция невиновности налогоплательщика", из чего следует, что теперь не налоговые органы будут доказывать, что предприятие что-то там нарушило, а, наоборот, предприятия должны будут через суд доказывать свою невиновность.
Кроме того, будут кардинально расширены права налоговых органов по контролю над ценами. Сделано это для того, чтобы предприятия не занижали стоимость своей продукции, продавая ее своим филиалам или аффилированным компаниям. Но как понять, какая цена является "правильной", а какая - "заниженной"? Минфин отвечает на это кратко: методики определения рыночных цен должны будут издаваться правительством. Но особенность рыночных цен заключается именно в том, что они все время колеблются. Если налоговые органы проявят излишнее рвение, то любая попытка предприятия снизить цену может наткнуться на "доначисление" налога.
С новым учетом!
Вот еще одно новшество, ожидающее бухгалтеров в 2002 году: при начислении налога на прибыль кроме обычных ведомостей бухгалтерского учета надо будет еще вести специальные ведомости "налогового учета", поскольку прибыль, фигурирующая в бухгалтерском балансе, перестала соответствовать налогооблагаемой прибыли, которая предусмотрена Налоговым кодексом (это результат нестыковки в работе Минфина и МНС). До последнего времени МНС боролось с этим, вводя специальные методики корректировки бухгалтерских данных. Но усложнять правила корректировок до бесконечности было невозможно. И на каком-то этапе МНС приняло решение ввести особые регистры налогового учета, которые бы отличались от бухгалтерских регистров. Кстати, компания "1С" уже разрабатывает специальную компьютерную программу налогового учета, которую предприятиям придется приобретать в дополнение к уже имеющимся бухгалтерским программам.
Налоговый учет не российское изобретение, он существует еще в ряде стран. Но, скажем, в США налоговый учет охватывает все виды налогов, а бухгалтерский учет является добровольным и не регламентируется жестко государством. Г-н Оганян заявил, что в том случае, если налоговый учет по налогу на прибыль зарекомендует себя с лучшей стороны, в будущем он будет распространен на все виды налогов. Может, это и так, но как-то не верится, что при этом отменят регламентацию "обычного" бухгалтерского учета. Так что вполне возможно, что российским предприятиям грозит вести учет одновременно по двум совершенно разным системам: один - для статистики, второй - для налоговой инспекции.
В мире налоговых утопий
Пока государственные органы думают, чем бы еще испортить жизнь российским бухгалтерам, эксперты РСПП выдвинули идею совершенно радикальной налоговой революции. Суть ее в том, чтобы вообще отменить все (без исключения) действующие налоги и вместо них ввести "единый совокупный налог" (ЕСН), равный 20 процентам от финансового результата деятельности предприятия. Под финансовым результатом в данном случае понимается разница между доходами и расходами, причем в доходы будут зачисляться даже кредиты и внешние инвестиции.
Предполагается, что ЕСН сначала будет введен для малого бизнеса, которому накладно содержать большой штат бухгалтеров. Однако разработчики считают, что и крупным предприятиям должно быть предоставлено право выбора: либо платить налоги по обычной системе, либо переходить на ЕСН.
В то, что подобная революция произойдет, поверить трудно. Во всяком случае, планы государства гораздо скромнее. Как заявил недавно Аркадий Дворкович, в течение пяти лет государство собирается уменьшить налоговую нагрузку на ВВП на 10-20 процентов от нынешнего уровня. При этом изменению будут подвергнуты прежде всего те налоги, снижение которых может привести к ответной легализации налогооблагаемых доходов. В ближайшие годы стоит ждать снижения НДС, уменьшения ставок единого социального налога для лиц с большими доходами, а также увеличения вычетов по налогу на прибыль. Сократится и число налогов: налог с продаж должен быть с 2004 года полностью отменен, а налог на имущество и земельный налог планируется объединить в единый налог на недвижимость, что приведет к освобождению основных производственных фондов от налога на имущество. Таковы обещания либеральных чиновников - и можно только догадываться, во что они превратятся благодаря инструкциям, написанным чиновниками рядовыми.