Порядок отражения не принятых к зачету расходов на цели государственного социального страхования

Назад

А.А. Сапелкина,эксперт по методике налогообложенияЗАО "ОВИОНТ ИНФОРМ"

Приказом МНС России от 18.07.01 г. № БГ-3-05/243 "О внесении изменений в приказы МНС России от 29.12.2000 № БГ-3-07/469 и от 26.02.2001 № БГ-3-07/63" утверждены новые формы расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу (ЕСН), а также уточнен порядок их заполнения, в том числе в случае осуществления организацией расходов на цели государственного социального страхования. Этот приказ (п. 1.3) установил также ряд соотношений между расчетом по авансовым платежам по единому социальному налогу (далее - расчет) и расчетной ведомостью по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ) (далее - расчетная ведомость), которые должны соблюдаться при заполнении налогоплательщиками расчета. Соблюдение этих соотношений будет проверяться налоговыми органами при проведении камеральной проверки бухгалтерской и налоговой отчетности организаций за 9 месяцев 2001 г. Сверке подлежат следующие показатели:

1. Начислено авансовых платежей по ЕСН. Графа 5 строки 500 расчета должна соответствовать графе 3 строки 1 раздела I формы 4-ФСС РФ; графа 5 строки 510 расчета - графе 5 строки 1 раздела I формы 4-ФСС РФ по строке соответствующего месяца.

2. Расходы, произведенные на цели государственного социального страхования. Графа 5 строки 600 расчета должна соответствовать графе 3 строки 6 раздела I формы 4-ФСС РФ; графа 5 строки 610 расчета - графе 5 строки 6 раздела I формы 4-ФСС РФ по строке соответствующего месяца.

3. Возмещено исполнительным органом ФСС РФ. Графа 5 строки 700 расчета должна соответствовать графе 3 строки 3 раздела 1 формы 4-ФСС РФ (по итогам I квартала, первого полугодия, 9 месяцев, года).

Проводя выверки показателей раздела I формы 4-ФСС РФ и расчета следует учитывать:

1. Точность представления данных в расчете и расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ. Согласно п. 1.5 приказа №БГ-3-05/243 все значения в расчете отражаются в рублях и копейках. В то время как в соответствий с постановлением ФСС РФ от 30.11.2000г. № 113 форма 4-ФСС РФ заполняется в целых рублях, и из-за округления равенство указанных показателей не всегда может выполняться.

2. Порядок отражения в расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ и расчете данных о расходах, не принятых к зачету исполнительным органом ФСС РФ в связи с нарушением требований законодательных и иных нормативно-правовых актов по государственному социальному страхованию либо не подтвержденных документально. В соответствии с постановлением ФСС РФ от 9.02.01 г. № 11, утвердившим Инструкцию о порядке расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации, контроль за расходованием средств государственного социального страхования осуществляется отделениями Фонда посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения объяснений, проверки данных учета и отчетности. Согласно п. 7.2 Инструкции документальные выездные проверки расходования средств государственного социального страхования проводятся не реже одного раза в два года, включая проведение таких проверок за два года до введения ЕСН и за законченный отчетный период текущего года (в общей сложности не превышающий три года).

Письмом ФСС РФ и МНС России от 29.06.01 г. № 02-08/03-1648П, СА-6-07/504 (далее - письмо) разъяснен порядок применения материалов по результатам проверок плательщиков страховых взносов и ЕСН, а также взаимодействия отделений ФСС РФ и территориальных налоговых органов. Согласно пп. 1.2 и 1.4 письма отделения ФСС России, осуществляя контроль за правильностью расходования плательщиками средств Фонда, представляют территориальным органам МНС России решения о не принятии к зачету расходов, произведенных плательщиками на цели государственного социального страхования, в течение 10 дней со дня вынесения решения. Кроме того, представляют в территориальные налоговые органы ежеквартально до 1 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сводную информацию о не принятых к зачету расходах в разрезе каждого налогоплательщика. При этом возможны две следующие ситуации.

Ситуация 1. Не принимаются к зачету расходы, произведенные до 1 января 2001 г. В этом случае согласно п. 1.5 письма региональные отделения ФСС РФ, осуществляя контроль за правильностъю расходования средств государственного социального страхования, оформляют совместно с плательщиком изменения к акту сверки расчетов плательщика страховых взносов по состоянию на 1 января 2001 г. Сумма не принятых к зачету расходов, произведенных до 1 января, относится к недоимке по страховым взносам и отражается в разделе 2 "Сальдовые остатки" изменений к акту сверки расчетов. Форма изменений к акту утверждена письмом МНС России от 23.03.01 г. № СА-6-07/231 и ФСС РФ от 22.03.01 г. № 02-08/06-711П.

Изменения к акту сверки в 3 экземплярах представляются в территориальные налоговые органы. На основании этого документа налоговые органы начисляют пени, включают сумму пеней в изменения к акту, подписывают их и возвращают один экземпляр Фонду, другой - плательщику, а также вносят соответствующие изменения в лицевой счет (п. 2.1 письма).

Ситуация 2. Не принимаются к зачету расходы, произведенные после 1 января 2001 г. В этом случае региональные органы ФСС РФ предлагают плательщику на основании вынесенного решения произвести корректировку сумм расходов путем:

отражения сумм не принятых к зачету расходов, произведенных после 1 января 2001 г., в бухгалтерском учете и отчете по средствам ФСС РФ (по форме 4-ФСС РФ);

представления уточненного расчета в территориальный орган МНС России.

Необходимость представления уточненного расчета обусловлена положениями ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ): при обнаружении налогоплательщиком в поданной декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения и дополнения в налоговую декларацию. Занижение налога, подлежащего уплате в ФСС РФ, в данной ситуации очевидно, так как согласно п. 2 ст. 243 НК РФ сумма налога, уплачиваемая в составе налога в ФСС РФ, подлежит уменьшению на сумму произведенных самостоятельно налогоплательщиками расходов на цели государственного социального страхования. Расходы же, произведенные с нарушением требований законодательства или документально не подтвержденные, не должны уменьшать сумму налога, подлежащего уплате в ФСС РФ.

Таким образом, в строке 600 графы 5 расчета подлежат отражению суммы произведенных расходов на цели государственного страхования нарастающим итогом за вычетом не принятых к зачету расходов, произведенных после 1 января 2001 г.

Представление же уточненной расчетной ведомости не предусмотрено. Раздел 1 формы 4-ФСС РФ предполагает отражение сумм произведенных расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала года, в строке 6 графы 3 "Зачтено расходов с начала года". На основании порядка, установленного письмом, суммы не принятых к зачету расходов, произведенных после 1 января 2001 г. нарастающим итогом с начала года, отражаются по строке 2 графы 3 "Не принято к зачету исполнительным органом Фонда" раздела 1 формы 4-ФСС РФ. Поэтому установленное приказом № БГ-3-05/243 соответствие показателя строки 600 расчета в части ФСС РФ и строки 6 раздела I формы 4-ФСС РФ не может соблюдаться при наличии расходов, произведенных после 1 января 2001 г., не принятых Фондом к зачету.

Вывод. Таким образом, при контроле правильности заполнения расчета в части ФСС РФ представляется целесообразным проверять соответствие суммы произведенных расходов, указанных по строке 600 графы 5 расчета, разности значений строк 6 и 2 по графе 3 раздела I формы 4-ФСС РФ.

Пример. В июне 2001 г. расходы организации на цели государственного социального страхования составили 5000 руб. Данная сумма подлежит отражению по строке 600 расчета за июнь 2001 г., а также в расчетной ведомости за первое полугодие 2001 г. по строке 6 графы 3 раздела 1 "Зачтено расходов на цели государственного социального страхования". С июля по сентябрь расходы не производились. В сентябре 2001 г. исполнительным органом Фонда проведена проверка отчетного периода "I полугодие 2001 г." и выявлена сумма расходов, произведенных с нарушением установленного порядка, в размере 1300 руб. На основании вынесенного решения организация представляет в налоговые органы уточненные расчеты за период с июня по август 2001 г., при этом по строке 600 расчета подлежит отражению сумма 3700 руб. В расчете за сентябрь при отсутствии расходов в текущем месяце также показывается сумма 3700 руб. по строке 600 графы 5. В разделе I формы 4-ФСС РФ по строке 6 графы 3 "Зачтено расходов на цели государственного социального страхования" отражается сумма 5000 руб., по строке 2 "Не принято расходов исполнительным органом Фонда" - 1300 руб. Таким образом, в рассмотренной ситуации сумма произведенных с начала года расходов на цели государственного социального страхования, отраженная по строке 600 расчета за сентябрь 2001 г. (3700 руб.), не может быть равна значению в строке 6 графы 3 формы 4-ФСС РФ (5000 руб.).

"Финансовая газета", № 49, декабрь 2001 года.