Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "Интерком-Аудит"
За соблюдением обязательных требований стандартов на территории Российской Федерации осуществляется государственный надзор, организуемый Госстандартом и другими государственными органами в соответствии с их компетенцией. Основная задача государственного надзора за соблюдением стандартов - предупреждение нарушений Законов РФ, содержащих обязательное условие к объектам стандартизации, а также требований государственных стандартов. Нарушение требований государственных стандартов влечет за собой уголовную, административную или гражданско-правовую ответственность, что отражено в соответствующей статье Закона РФ "О стандартизации".
В любой отрасли основное требование к деятельности по стандартизации - ее системность, то есть обеспечение взаимной согласованности, непротиворечивости, унификации и исключение дублирования требований по стандартизации.
Необходимость и достоверность оценки качества туристического продукта становятся все более необходимыми по мере роста международного туристического рынка. Высший уровень такого признания - сертификация, гарантирующая соответствие продукта (услуги) определенным требованиям и заданному качеству.
Сертификация - совокупность действий и процедур с целью подтверждения (посредством соответствия или знака соответствия) соответствия продукта или услуги определенным стандартам или техническим условиям.
В зависимости от того, кто ее проводит, сертификация бывает трех видов:
Наибольшим доверием в международной и отечественной практике пользуется сертификация, осуществляемая третьей стороной.
В области сертификации сегодня отмечается смещение акцента от сертификации продукции к сертификации используемых на предприятии систем обеспечения качества. Она может осуществляться по трем моделям, установленным МС: ИСО 9001-87, 9002-87, 9003-87 и соответствующим государственными стандартами - ГОСТ 40.9001 ГОСТ 40.9003. Российское предприятие может выбрать модель в зависимости от потребностей рынка и конкретных потребителей.
Сертификация системы качества туристического предприятия позволяет расширить круг надежных партнеров, повысить конкурентоспособность.
Сертификация в условиях рыночных отношений - признанный в мире способ независимого подтверждения (оценки) соответствия продукции, работ и услуг установленным требованиям.
Обязательная сертификация туристических услуг и услуг гостиниц, а также предприятий питания введена Госстандартом РФ с 1 июня 1995 года.
Правила сертификации туристических услуг основываются на единых Правилах сертификации работ и услуг в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Госстандарта РФ от 5 августа 1997 года №17 (в редакции изменений №1, утвержденных Постановлением Госстандарта РФ от 5 июля 2002 года №56) (далее - Правила).
Настоящие Правила применяют при обязательной и добровольной сертификации работ и услуг в Российской Федерации.
Сертификация работ и услуг включает:
Для получения сертификата заявитель направляет заявку в орган по сертификации в соответствии с областью его аккредитации. Туристический бизнес сертифицирует Минэкономики РФ совместно с Госстандартом РФ. Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее одного месяца после ее получения сообщает заявителю свое решение, содержащее основные условия сертификации.
Оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям включает:
Оценка выполнения работ и оказания услуг в туристическом бизнесе проводится по 5 схеме сертификации (оценке системы качества). Проверку результатов работ и услуг проводит орган по сертификации в соответствии с нормативными документами. Орган по сертификации на основе анализа актов, протоколов и других документов, подтверждающих соответствие работ и услуг установленным требованиям, принимает решение о выдаче сертификата, оформляет его и регистрирует. Сертификат может иметь приложение - перечень конкретных однородных работ и услуг, на которые распространяется его действие. При отрицательных итогах анализа орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин отказа и доводит его до сведения заявителя. Срок действия сертификата на право проведения туристической деятельности - три года.
Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг проводит орган по сертификации, выдавший сертификат, не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок для установления соответствия выполняемых работ и оказываемых услуг требованиям, подтвержденным при сертификации. Объем и периодичность инспекционного контроля зависят от степени потенциальной опасности работ и услуг, стабильности их качества, объема выполняемых работ и оказываемых услуг, наличия системы качества, затрат на проведение контроля, итогов сертификации или предыдущего инспекционного контроля.
Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных работ и услуг от потребителей, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль качества и безопасности работ и услуг, общественных объединений потребителей. Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором делают заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата. В случае несоответствия работ и услуг установленным требованиям, отказа держателя сертификата от проведения инспекционного контроля, орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата. Решение о приостановлении действия сертификата принимают в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно устранить обнаруженные причины указанного несоответствия.
После выполнения корректирующих мероприятий и получения положительных итогов их оценки (проверки, контроля) орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата и информирует об этом заинтересованных участников сертификации. В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата и информирует об этом заинтересованных участников сертификации.
Туристическая фирма обязана указывать в документации (в техническом паспорте, на этикетке, в наряд-заказе, в описании работы или услуги и др.) сведения о проведении обязательной сертификации (номере сертификата, сроке его действия, органе, его выдавшем).
Согласно Правилам сертификат соответствия выдается туристической фирме на три года. Следовательно, суммы сертификационных сборов, уплаченные туристической фирмой, необходимо сначала учесть в составе расходов будущих периодов, а затем ежемесячно в течение трех лет равными долями списывать в состав общехозяйственных расходов.
Аналогично отражаются затраты на получение сертификата и в налоговом учете. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 264 НК РФ они равномерно относятся на прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
В июле 2002 года ООО "Меридиан" провело сертификацию, что дало ей право вести турагентскую деятельность в течение трех лет. Затраты на проведение сертификации составили 1500 руб.
Бухгалтерские проводки:
Дебет 76 Кредит 51 - 1500 руб. - перечислены средства за получение сертификата;
Дебет 97"Расходы будущих периодов" Кредит 76 - 1500 руб. - получен сертификат соответствия;
Дебет 26-9 Кредит 97 "Расходы будущих периодов" - 41,66 руб. (1500:3:12) - списание части стоимости сертификата.
Параллельно в налоговом учете списываются затраты на прочие расходы, связанные с производством и реализацией, - по 41,66 руб. ежемесячно.