Недружественным поглощениям - бой!

Назад

Источник: ''Бюро правовой информации''

Сегодня в Госдуме были проведены парламентские слушания на тему "Проблемы законодательного обеспечения прав собственности в Российской Федерации: пути противодействия недружественным поглощениям". Инициаторы слушаний - комитет по собственности и Фонд рыночных исследований - и участники дали серьезные рекомендации президенту и правительству.

Тема законодательного обеспечения прав собственности - одна из тем-долгожителей. Каждое их четырех состоявшихся слушаний этой серии (проводимых, начиная с ноября 2002 год) посвящено обсуждению отдельных аспектов выявленных в законодательстве несовершенств и пробелов в области учета, регистрации, разграничения и управления объектами собственности в стране.

Предыдущие парламентские слушания были связаны с защитой прав собственности на недвижимое имущество и формированием правовых основ имущественных комплексов на базе земельного участка. Сегодня же в центре внимания стали проблемы в корпоративном законодательстве, прежде всего в области возможных законодательных инициатив по комплексному совершенствованию старых и созданию новых гарантий защиты прав добросовестных приобретателей, направленных на предотвращение неправовых методов при проведении корпоративного поглощения. Основная цель при недружественном захвате акционерной компании - контрольный пакет ее акций ради последующей полной смены состава совета директоров и исполнительных органов.

Актуальность заявленной комитетом по собственности темы была отмечена как властью -законодательной и исполнительной, так и научными и деловыми кругов ( в частности, Ассоциацией по защите прав инвесторов, Национальным советом по корпоративному управлению, Комиссии по корпоративной этике РСПП). Представленный на слушаниях обзор практики проведения корпоративных поглощений в стране пестрит использованием многочисленных лазеек в законодательстве, регулирующем имущественные споры. Установление корпоративного контроля над компаниями путем недружественного (враждебного) поглощения стало обычной практикой предпринимательской жизни, а темпы процесса увеличения числа корпоративных конфликтов, имеющих явный противозаконный подтекст, развиваются столь бурно, что начинают напоминать социально-экономическую эпидемию. По некоторым экспертным оценкам только за 2002 год произошло около 2 тысяч (1870) поглощений, 76% которых были враждебными. Широкое распространение практики использования незаконных методов при проведении корпоративного поглощения вызывает опасения иностранных и внутренних инвесторов, так как у собственников отсутствуют должные гарантии, что завтра их собственность не станет объектом изматывающего конфликта с непредсказуемым исходом, независимо от того, на чьей стороне закон. Справедливые судебные разбирательства с участием акционеров, эмитентов и реестродержателей становятся, по мнению участников слушаний, уникальными исключениями. Основой возникновения и развития любого корпоративного конфликта, сопровождающегося вмешательством правоохранительных органов, федеральных органов исполнительной власти, являются недостатки законодательства и пороки правоприменительной практики, использующей такие недостатки в интересах заказчиков корпоративных войн.

Отличительной чертой подобного рода заказных решений судов, в течение последнего года, стало привлечение в качестве ответчиков по корпоративным спорам важнейшего института учета прав собственности - регистратора. При этом распространение получили такого рода решения, как обязание регулирующих органов к отзыву лицензий регистраторов, понуждения к передаче реестра или прекращению операций в реестре по произвольным основаниям. Эта практика ставит под угрозу основы частной корпоративной собственности миллионов акционеров в России. Неприкрытые попытки манипулировать действиями регистраторов или поставить их на службу интересам конкретных финансово-промышленных групп, расшатывают основы зарождающейся корпоративной культуры и порождают тотальное недоверие потенциальных инвесторов к акционерной форме организации предпринимательской деятельности.

В этих условиях все усилия президента и правительства по созданию благоприятного инвестиционного климата, включению экономики страны в мировые рынки легко сводятся на нет, что неизбежно приводит к дискредитации всех ветвей власти. На фоне подобных корпоративных конфликтов ничего, кроме неуверенности в завтрашнем дне у бизнесменов и рядовых граждан - а это главный инвестиционный ресурс страны - возникнуть не может. Пытаться создавать цивилизованную экономику и правовое государство в таких условиях бессмысленно.

На основе анализа практики корпоративных слияний последних лет участники слушаний пришли к выводу о необходимости серьезных комплексных изменений в корпоративном законодательстве по исправлению существующих его недостатков и правоприменительной практики путем установления четких и детальных процедурных требований к слияниям и поглощениям. В связи с этим Дума рекомендовала президенту поторопиться с проведением судебной реформы (в частности, с разделением судов первой и апелляционной инстанции), а правительству - подумать:

  • над изменением системы привлечения судей к дисциплинарной и уголовной ответственности;
  • принятием мер по обязательности предоставления истцами (требующими обеспечительных мер) встречного обеспечения на случай возможных убытков;
  • законодательным определением критериев соразмерности принимаемых обеспечительных мер по искам;
  • запретом реализации акций судебными приставами при наличии денежных средств;
  • исключением РФФИ (Российского фонда федерального имущества) из числа исполнителей судебных решений,
  • а также над усовершенствованием законодательства, касающегося проведения торгов, собраний акционеров, функций по ведению реестра и более четко прописать критерии фиктивного и преднамеренного банкротства.

Самой себе Дума поручила образовать постоянную рабочую группу по анализу предлагаемых мер и продолжить практику проведения парламентских слушаний по вопросам недружественных поглощений.

Оригинальная версия статьи