Источник: ''Российская газета''Антон Чаблин, Ставрополь
Начну с вопроса. Сколько вы в месяц платите за мобильный телефон? 30 долларов? 50? 80? Больше?! В странах Евросоюза, как и во всем цивилизованном мире, люди платят не более 20 долларов за безлимитный тариф. По некоторым данным, рентабельность российских сотовых компаний достигает 400 процентов. Пожалуй, мобильная связь - сейчас самый прибыльный бизнес в России. Правда, без лукавства здесь не обходится.
Передо мной рекламные буклеты тех 25 тарифных планов, которые можно выбрать при подключении к ставропольским операторам сотовой связи.
Стоимость минуты эфирного времени по местному тарифу в среднем варьирует от 3 до 6 рублей. Но, оказывается, это не абсолютный показатель. Скажем, в сравнении с посекундной тарификация эфирного времени блоками по 10 секунд повышает ваши расходы на 10 - 20 процентов, а по минутам - на 30 - 40 процентов. Соответственно, если все входящие звонки по местному тарифу бесплатны, то ваши расходы снижаются на 40 процентов (разумеется, за счет тех, кому вы звоните).
В мире существуют две системы биллинга (расчета оплаты за эфирное время): денежная и кредитная. Первая подразумевает, что все расчеты компании и клиента ведутся в той или иной валюте. Вторая - в условных единицах (юнитах).
Наши компании не исключение, но только у них кросс-курс используется не для расчетов между компанией и клиентом, а для внутренних перерасчетов.
Скажем, в Москве кредитная система уже введена. Она идеальна, если в тарифном плане предусмотрен prepaid (предоплата) и нет абонентской платы. В таком случае одна единица (дробится на сто сотых) равна одной минуте. Но все дело в том, что 100 без остатка ну никак на 60 не делится - и получается, что каждая секунда вашего разговора стоит 1,66, а по правилам она округляется в большую сторону, то есть до 2. В итоге получается, что за все разговоры, кроме тех, длительность которых кратна трем секундам, вы переплачиваете. Что для вас 50 - 100 рублей в год? А что для сотовой компании, которая имеет сотни тысяч таких, как вы?
Вы слышали, конечно, не раз рекламу типа "настоящая посекундная тарификация"? Так вот, это и есть кредитная система, где одна тарифная единица делится не на 100, а на 60 сотых. И никаких хитроумных округлений. Там никто никому не переплачивает.
Карты предоплаты обладают определенным периодом действия. Плюс к тому, если вы покупаете одновременно карты с разным номиналом, то суммируются они не по сроку действия, а по числу единиц. Ничего крамольного, разумеется, тут нет, но чисто психологически клиент не может позволить себе говорить мало: "А вдруг единицы в конце срока пропадут?" Дарить свои юниты сотовому оператору никто не намерен, но все равно дарит их, сам того не замечая.
В биллинге есть еще одна интересная лазейка. Существует стоп-биллинг. Это когда одновременно с тем, как вы ведете разговор по телефону (то есть тратите эфирное время), на сервере компании происходит тарификация вашего счета в режиме on-line. Очень удобно: положил трубку - сразу же проверил счет и знаешь, сколько денег проговорил. Но есть и фьючерс-биллинг - когда только после окончания разговора сведения о потраченном времени идут в компанию. А идти, как оказывается, они могут и день, и два, и неделю. Вы проверяете состояние счета: он вас удовлетворяет и вы продолжаете болтать по телефону. И постепенно у вас складывается отрицательный баланс.
Есть и другой интересный момент в биллинговой системе. Ежедневно со счета абонента списывается сумма, равная сумме абонентской платы, поделенной на количество дней в данном месяце. Хотя списываются только деньги, а не секунды разговора, все равно клиент автоматически старается говорить чаще или дольше.
Владимир Рохмистров , руководитель Ставропольского территориального управления министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ
- На рынке по предоставлению услуг сотовой связи остается еще много неясных вопросов, на которые должны ответить готовящиеся сейчас поправки к Федеральному закону "О связи". Например, мы надеемся обязать оператора не брать плату за входящие звонки. Подобная практика существует до сих пор только в России, во всех цивилизованных странах от нее отказались. Разумеется, это приведет к росту цен на исходящие звонки, но рынок достаточно конкурентен: покупатель сможет выбрать себе тариф по вкусу.
Конкуренция на рынке связи привела к тому, что сейчас все крупные сотовые компании ведут очень агрессивную маркетинговую политику. Несколько лет назад такая ситуация была в Москве, когда две крупные компании разделяли сферы влияния: они поочередно вводили льготные услуги, снижали цены за разговор, тратили гигантские средства на рекламу. И сейчас компании готовы отказаться от части доходов, чтобы привлечь к себе как можно больше новых клиентов. Важно только, чтобы у всех сотовых компаний были равные условия присутствия на рынке.
На состоянии рынка сказывается и отсутствие "Правил предоставления услуг сотовой связи". Он должен закрепить правовой статус абонентов. Права потребителя ущемляются очень часто - с помощью введения абонентской платы, предоплаты за новые услуги, порогов отключения. Недостаточна и степень информирования компаниями своих клиентов по услугам роуминга.