Правительство так и не подготовило стратегию реформы межбюджетных отношений
Наталья Ратиани
В ближайшие дни правительство должно в очередной, четвертый раз заняться рассмотрением поправок в Налоговый и Бюджетный кодексы, которые помогут в 2005 году дать старт федеративной реформе Дмитрия Козака. Однако эксперты полагают, что те предложения, которые представил Минфин, не смогут решить существующих проблем, а значит - не сдвинут реформу отношений центра и регионов с мертвой точки. "Они лишь косметически подкорректировали то, что есть сейчас. Это не реформа, а обычный "комплекс мер", - считает Евгений Бушмин, глава сенатского комитета по бюджету.
За последние три месяца Минфин озвучил большое количество инициатив по распределению налогов между бюджетами различных уровней. "Все эти инициативы, конечно, правильные, но они, во-первых, носят виртуальный характер, а во-вторых, не решают финансовых проблем регионов", - убежден Бушмин, бывший замминистра финансов, занимавшийся как раз межбюджетными отношениями. Большинство этих проблем решается распоряжениями. Если же субъект, скажем, решит принять долгосрочную программу по здравоохранению или образованию, ему никто не даст гарантий, что завтра финансирование неожиданно не перекроют: скажут, к примеру, что "цены на нефть упали, а программа не входит в перечень первоочередных бюджетных заданий", рассуждает Бушмин. "Этих перебоев надо избежать", - резюмирует сенатор.
Перебои начинают появляться задолго до 2005 года. По сведениям "Известий", после того как комиссия Козака "расслоила" обязательства по уровням власти, финансовое ведомство сделало расчет доходной базы. Получилось: если налоги распределять так, как предлагает Минфин, в 2004 году необеспеченных мандатов остается на 50 млрд рублей с лишним. Эта дыра образуется в доходах субъектов после отмены с 2004 года налога с продаж (НСП), на чем настаивает Минфин, и распределения федеральных налогов. По расчетам сенаторов, разрыв в доходах и обязательствах будет еще выше. Бушмин оценивает выпадающие доходы от НСП в 70 млрд рублей. Всего же недобор будет в 120 млрд рублей.
С учетом того, что в будущем году страну ожидают президентские выборы, можно прогнозировать, что регионы и так запросят трансфертов и помощи из федерального бюджета по максимуму. По ходу исполнения губернаторами своих обязанностей (и по мере приближения заветной мартовской даты) плата за лояльность будет расти. Не потому что Путин плохой или губернаторы отвратительные. Просто таков закон избирательного жанра. Таким образом, к моменту старта федеративной реформы к 2005 году - идея может быть дискредитирована политически и оголена экономически.
- Сейчас Минфин занимается латанием дыр, - считает Бушмин. - Минфин не хочет или не может увидеть проблемы регионов и упорно сохраняет схему "налоги федеральные, а обязательства, которые с помощью этих налогов будут исполняться, - региональные". Да, по замыслу реформы Козака каждый субъект и местная власть должны четко знать, кто за что отвечает. Но откуда у них появятся деньги на эту ответственность, знать по-прежнему не будут. За регионами на долгосрочной основе нужно закрепить собственные источники доходов. По мнению Бушмина, внесением соответствующих изменений в Бюджетный кодекс, как это предлагает Минфин, проблему не решить. Не поможет и ежегодная "подстройка" межбюджетных отношений в рамках закона о федеральном бюджете. "Этот документ решает краткосрочные задачи в рамках одного финансового года", - считает сенатор. Схема, добавляет он, заработает тогда, когда все изменения относительно финансового обеспечения, местных и региональных бюджетов будут прописаны в Налоговом кодексе.
- Что конкретно необходимо сделать ?
- Налог на водку, 50% которого сейчас платится в центре, а 50% на местах, надо весь отдать в регионы. Акцизы на ГСМ (горюче-смазочные материалы), из которых сейчас 40% приходится на центр, а 60% на регионы, нужно сделать полностью региональными, тем более при такой удручающей ситуации с дорожным строительством.
- Некоторое время назад раздавались обвинения, что центру пока не очень нужны финансово самостоятельные регионы. Может быть, ситуация пока кардинально не изменилась?
- В центре по-прежнему существует неистребимое желание определять все федеральным законодательством. Но устойчивые поступления в налоговую базу субъектов так не сформировать. Если мы хотим, чтобы всем управляла федерация, то и правительству собираться не надо - как прежде забрать все налоги в центр, а потом раздать в регионы через 21-й раздел бюджета (как раз регулирует финансовые взаимоотношения бюджетов разных уровней).
- Где можно найти средства на финансирование мандатов ?
- Акцизы на ГСМ единственным таковым быть не могут. 1 20 млрд не возместить и за счет земельного налога, и за счет индексации налога на имущество физлиц, которые были переданы в консолидированные бюджеты субъектов. Первый существенный источник покрытия - налог на водку и ликероводочные изделия. Дыру в 20 млрд рублей, пожалуй, закроем. Покрыть оставшиеся 100 млрд можно двумя способами: за счет расщепления НДС, который сейчас весь сосредоточен в федеральном бюджете, и окончательного перевода налога на прибыль с федерального уровня на региональный. Причем, на мой взгляд, на уровне субъектов нужно сконцентрировать весь налог на прибыль, в т.ч. и те 2%, которые собирают сейчас муниципалитеты. А им, в свою очередь, полностью отдать налоги на землю и подоходный. К тому же, если единый социальный налог (ЕСН) будет уменьшен, подоходный увеличится: при низком ЕСН работодателю невыгодно использовать теневые схемы оплаты труда.
Но если мы действительно хотим получить эти деньги в бюджеты субъектов, надо запретить крупным сетевым компаниям самим выбирать место уплаты налога на прибыль. Пока они предпочитают платить его там, где разница между ценой продажи их услуг и ценой покупки больше. Государство должно законодательно закрепить уплату налогов сетевыми компаниями - РАО "ЕЭС", "Газпром", железные дороги, нефтяные компании - по месту производства. Что касается возможного расщепления НДС, то я считаю, что при существующей схеме взимания он будет крайне неравномерно распределяться по территориям. Так что сейчас переводить его на уровень регионов бессмысленно.
- А сами регионы к этим новшествам готовы?
- Большинство - да. Если переписать подоходный налог на регионы, причем, повторюсь, не в законе о бюджете, а в Налоговом кодексе, они будут уверены, что реально управляют налогом. Тогда можно заводить разговор и о развитии финансового потенциала субъектов. Для них финансовая самостоятельность - стимул двигаться вперед.