Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "Интерком-Аудит"
Организация г. Москвы в порядке спонсорской помощи ЗАО "Охрана окружающей среды" разместила на телевидении социальную рекламу, посвященную охране окружающей среды. Реквизиты организации, оказывающей спонсорскую помощь, в рекламе не указаны, но присутствует ее логотип.
На основании Закона г. Москвы от 21 ноября 2001 года № 59 "О налоге на рекламу" под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Статья 2 данного Закона звучит так:
В целях настоящего Закона применяются следующие основные понятия:
- организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации;
- индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы;
- работа - деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц;
- услуга - деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности;
- реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний
- рекламный носитель - место, на котором размещается реклама;
- рекламодатель - юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы
- рекламопроизводитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме;
- рекламораспространитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами;
- социальная реклама - реклама, представляющая общественные и государственные интересы и направленная на достижение благотворительных целей. В социальной рекламе не должны упоминаться коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также конкретные марки (модели, артикулы) их товаров, равно как и марки (модели, артикулы) товаров, являющихся результатом предпринимательской деятельности некоммерческих организаций;
- спонсорство - осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемой рекламы о спонсоре, его товарах.
В статье 5 Закона № 59 говорится следующее:
Статья 5. Рекламная информация, освобождаемая от налогообложения
Освобождаются от налогообложения:
- социальная реклама, в том числе реклама благотворительных мероприятий;
- реклама реабилитационных или социальных мероприятий общественных организаций инвалидов.
Из вышеизложенного следует, что от налогообложения освобождается социальная реклама, в том числе и реклама благотворительных мероприятий.
Необходимо четко определить, что включает в себя понятие "социальная реклама" и какие к ней предъявляются требования.
В статье 2 Закона № 59 дано определение социальной рекламы - это реклама, представляющая общественные и государственные интересы и направленная на достижение благотворительных целей. При этом в социальной рекламе не должны присутствовать и упоминаться коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также конкретные марки товаров, которые являются результатом предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.
Следовательно, спонсируемая реклама относится к социальной, но путем размещения логотипа на рекламном ролике, фактически рекламируется организация и при этом нарушается требования, предъявляемые к социальной рекламе (в ней не должны упоминаться коммерческие организации).
Таким образом, израсходованные средства на размещение данного ролика относятся к рекламе организации и подлежат обложению налогом на рекламу.