Годовой отчет только в электронном виде? Настоящее и будущее

Назад

Отдел разработки АИС для налоговых органов "ОВИОНТ ИНФОРМ"

В февральском номере журнала "Московский бухгалтер" (№2, февраль 2001) опубликована статья под названием "Годовой отчет? Только в электронном виде", посвященная вопросу представления отчетности на магнитных носителях. Наша благодарность автору статьи и редакции журнала за то, что затронули такой актуальный в настоящее время вопрос, как автоматизация процесса сдачи и приема бухгалтерской и налоговой отчетности юридических лиц. Вопрос и утвердительный ответ, вынесенный в заголовок указанной статьи, наглядно отражают отношение к этому непростому процессу. При этом ряд положений, затронутых в статье, требуют уточнения и корректировки.

Из истории вопроса

Сфера налогового администрирования традиционно отличается большими объемами обрабатываемой информации. Уже на этапе налоговой реформы 1990-1991 годов и начала построения налоговой системы России перед налоговыми органами встала задача обеспечить оперативный учет налогоплательщиков, контроль за соблюдением ими законодательства о налогах и сборах, своевременностью и правильностью уплаты налогов в государственный бюджет. Эффективное решение этой задачи возможно только при условии использования электронных технологий обработки данных. Неудивительно, что уже с момента становления российской налоговой службы возникла необходимость разработки информационно-программных комплексов для налоговых органов. Так, в Москве в разное время были разработаны и эксплуатируются инспекциями МНС РФ сейчас 4 различные автоматизированные информационные системы (АИС) разных разработчиков, в том числе компании "ОВИОНТ ИНФОРМ". Параллельно с этим процессом возникает необходимость в разработке программного обеспечения, которое стояло бы на "стыке" между налоговыми органами и налогоплательщиками и позволило более оперативно передавать информацию о финансово-хозяйственной деятельности предприятия в налоговую инспекцию. В начале 1992г. компанией была разработана программа камеральной проверки "Баланс-2" для автоматизированного составления и анализа (камеральной проверки) бухгалтерской и налоговой отчетности и ее формирования в электронном виде для представления в налоговую инспекцию. В 17-ти налоговых инспекциях Москвы сейчас возможно представить отчетность, подготовленную в программе камеральной проверки "Баланс-2" в электронном виде.

Эксперимент по приему отчетности в электронном виде

В апреле 1999 года по договоренности с УМНС по г. Москве в инспекциях №№ 13, 16, 17, 19, 25, 27, 29, 33, 40 был начат эксперимент по сдаче отчетности юридических лиц на магнитных носителях. Для этого среди налогоплательщиков бесплатно распространялись полнофункциональные версии программы камеральной проверки "Баланс-2", позволяющие провести автоматизированный расчет и проверку отчетности, распечатать формы и сформировать электронный файл. Цель проведения - экспериментальная отладка механизмов массового приема отчетности юридических лиц в электронном виде. Данная работа ведется при участии компании "ОВИОНТ ИНФОРМ" в рамках проекта по созданию АИС "НАЛОГ 2 МОСКВА", финансируемой Правительством г. Москвы. Эта система представляет собой единый информационно-программный комплекс автоматизации городской налоговой службы, охватывающий территориальный (инспекции МНС РФ по г. Москве) и региональный (Управление МНС РФ по г. Москве) уровни. Информационное взаимодействие с московскими налогоплательщиками впервые выделено именно в этой АИС, как самостоятельный участок работы. По линии правительства курирует эту работу вице-премьер правительства Юрий Витальевич Росляк.Освещая порядок представления отчетности в электроном виде, автор статьи затронул ряд вопросов, которые, на наш взгляд, требуют некоторых комментариев для формирования у читателей объективного видения сложившейся ситуации.

  1. Автором статьи было замечено, что "бесплатность" программы камеральной проверки "Баланс-2" - дело временное". В связи с этим хотелось бы разъяснить организационную сторону проводимого эксперимента. В настоящее время программа камеральной проверки "Баланс-2" представлена в двух вариантах - базовая и коммерческая версия. Базовая версия позволяет заполнить актуальные для текущего отчетного периода формы, распечатать их и подготовить в электронном виде для сдачи в инспекцию. Базовая версия бесплатно доступна всем желающим на сайте компании www.oviont.ru, а также ее можно получить на дискете непосредственно в инспекции в обмен на чистую дискету. Коммерческая версия программы снабжена дополнительными функциями для оперативной подготовки отчетных форм: автоматизированный расчет показателей с использованием данных отчетности за предыдущие отчетные периоды, арифметический и логический контроль правильности заполнения форм и взаимоувязки обязательных показателей форм друг с другом. Возможность предварительного анализа отчетности непосредственно перед сдачей по алгоритмам, применяемым при проведении камеральной проверки в инспекциях МНС РФ по г. Москве, позволяет своевременно исправлять выявленные ошибки и предотвратить основные нарушения порядка заполнения деклараций. Сдать отчет, подготовленный в программе камеральной проверки "Баланс-2", в электронном виде можно в московские инспекции №№ 8, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 25, 27, 28, 29, 33, 36, 40, 41, 42, 44. Выбор, какой версией программы воспользоваться, - личное дело налогоплательщика. Кроме того, специалисты компании поддерживают "горячую линию" по вопросам эксплуатации программы для всех пользователей программы, независимо от используемой ими версии.
  2. Одним из "минусов" программы, по мнению автора, является тот факт, что она "не предназначена для ведения бухгалтерского учета". Совершенно справедливо. Программа действительно имеет иное назначение и функции. Это программа именно для подготовки бухгалтерской и налоговой отчетности, которая, кстати, может функционировать как в автономной режиме, так и во взаимосвязи с бухгалтерскими программами.
  3. Относительно невозможности переноса данных из других бухгалтерских программ или необходимости "подключать специалистов фирм-разработчиков" хотелось бы отметить следующее. Импортировать данные из других бухгалтерским программ в "Баланс-2" при соблюдении ряда условий было возможно всегда. Для того, чтобы упростить эту процедуру, компания активно взаимодействует с другими фирмами-разработчиками. В настоящее время имеется стыковка с бухгалтерскими программами фирм "Интеллект-Сервис", "Инфо-бухгалтер", "Компьютер-Сервис". Начиная с версии 7.0, возможен перенос данных в "Баланс-2" из программы фирмы "1С". Сделано предложение о сотрудничестве компании "Парус". А поскольку конвертора из любых бухгалтерских программ не существует по определению, то и необходимость привлечения профессионалов - разработчиков бухгалтерских программ - на этапе организации взаимосвязи бухгалтерии с "Балансом-2" является вполне понятной и обоснованной.

О перспективах "электронной" отчетности

Было бы несправедливо считать, что представление отчетности в электронном виде - "выгода" исключительно для налоговых инспекций и только увеличивает трудности бухгалтера. Как и в любой области, в сфере налогового администрирования внедрение нового не обходится без сложностей и трудностей в силу причин организационного, технического, даже психологического характера. Учитывая, каким быстрым темпом информационные технологии внедряются в повседневную жизнь, было бы наивно полагать, что взаимоотношения налогового инспектора и налогоплательщика останутся на том же "архаичном" уровне, когда работники налоговых органов вынуждены обрабатывать тонны бумаги вручную. Тем более в условиях, когда формы налоговых деклараций усложняются. Яркая иллюстрация сказанному - новые формы Деклараций по налогу на добавленную стоимость, подлежащие представлению ежемесячно. Практика показывает, что давно назрела необходимость использовать цивилизованные методы обработки информации в технологии налогового контроля и, прежде всего, на этапе приема отчетности и проведении камеральной проверки.

Поэтому еще раз хотелось бы призвать налогоплательщиков представлять отчетность в электронном виде, тем более что базовая версия программы абсолютно бесплатно доступна всем желающим, а получение консультаций по "горячей линии" также не требует дополнительных финансовых затрат. Эффект же от этого положителен как для налогового инспектора, так и для налогоплательщика, поскольку для обоих представление и прием отчетности в электронном виде - это прежде всего экономия рабочего времени.

Прием отчетности на магнитных носителях - это один из вариантов реализации "безбумажной" технологии приема отчетности юридических лиц. А поскольку "чтобы не стоять на месте, надо бежать вперед, а чтобы бежать вперед - надо бежать еще быстрее", проводится параллельный экспериментальный проект по организации приема отчетности, передаваемой в налоговую инспекцию по защищенным каналам связи. Эксперимент проводится по распоряжению УМНС по г. Москве, которое является инициатором внедрения новых методов и технологий. Плательщик при этом имеет возможность, не посещая инспекцию, передать отчетность по защищенным каналам электронной почты с применением электронной цифровой подписи. С начала 2001 г. этот эксперимент проводится в инспекциях №№ 16, 18, 21, 22, 27, 37, 40.

Внедрение информационных технологий в область налогового администрирования - процесс объективный. И одно несомненно - за ним будущее.