Источник: ''Российская газета''Андрей Ерохин
Похоже, автолюбителям, не желающим страховать свои авто, на сей раз повезло. Правда, ненадолго. Есть вероятность того, что обязательная автогражданка не сможет начать действовать с 1 июля 2003 года по простой причине - кабинет министров до сих пор не утвердил тарифы для обязательного страхования гражданской ответственности. И если, считают эксперты, этого не произойдет в ближайшие две недели, то за оставшееся до 1 июля время никто не успеет подготовиться к автогражданке.
За это время, сказали корреспонденту "Российской бизнес-газеты" в Российском союзе автостраховщиков (РСА), необходимо подготовить 35 миллионов полисов, большое количество документов, "сопутствующих" процессу обязательного автострахования и многое другое.
На практике все должно выглядеть следующим образом. Сначала Правительство утверждает тарифы, включая все коэффициенты. Затем утверждает условия лицензирования страховых компаний, которые будут допущены к обязательной автогражданке. Процесс прохождения лицензирования в Минфине обычно занимает от трех-четырех месяцев до года. Так что шансов получить лицензию на страхование обязательной автогражданской ответственности в срок практически ни у кого нет.
Напомним, что совсем недавно шли острые дискуссии о том, что вступление закона в силу надо отложить как минимум на полгода. Дескать, в первые шесть месяцев все равно никого из автовладельцев не будут штрафовать за отсутствие полиса. Ведомства же не успели пересчитать свой транспорт, да и суммы, которые должны быть перечислены за гостранспорт, забыли заложить в бюджет 2003 года. Ну а то, что бюджет будет от этого терять, похоже, никого не волнует. А потери эти довольно большие. Так, по словам гендиректора РСА Андрея Слепнева, в первые три года после вступления в силу закона об обязательном страховании автогражданской ответственности в федеральный бюджет должно поступить 600-700 миллионов долларов.
Однако для того чтобы отложить действие закона на полгода, придется поторопиться - для этого необходимо принять соответствующий закон. В противном случае те граждане, которые будут покупать автомобили после 1 июля, не смогут их поставить на учет в ГИБДД. В статье второй Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" прямо говорится: "... владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через пять дней после возникновения права владения им". На деле это означает, что, купив машину, в первую очередь надо ехать не в ГИБДД, а в страховую компанию. В противном случае госномера вам никто не даст.
Понятно, что когда кончится вся неразбериха с новыми правилами игры, салоны найдут способы облегчить жизнь своим потенциальным покупателям. Да и сами страховые компании "аккредитуют" своих представителей для того, чтобы полисы выдавались сразу при покупке. Пока же до официального законодательного сообщения о переносе сроков действия этого закона эксперты не советуют заниматься покупками авто во второй половине текущего года.
Не повезло и законопослушным автовладельцам, которые уже давно добровольно страхуют свои авто. По данному закону добровольное страхование автогражданской ответственности не заменяет обязательного. Другими словами, страхуя автомобиль, сегодня надо помнить о том, что с 1 июля или же с 1 января нужно приобрести полис обязательной автогражданки. Добровольную же страховку можно заключать для того, если вам кажется недостаточной сумма возмещения, предусмотренная законом. И, скорее всего, покупать два полиса придется владельцам новых, дорогих автомобилей.
Однако и сегодня тем, кому пора переоформить свою страховку, это сделать можно, не оставшись при этом внакладе. Как объяснил корреспонденту "Российской бизнес-газеты" эксперт Госдумы, надо продлевать страховой полис до 31 декабря текущего года - оштрафовать за отсутствие обязательного полиса никто не сможет, а экономия налицо. Перед окончанием действия полиса надо внимательно изучить все страховые компании, так как не все страховщики получат лицензию и смогут выдавать обязательные полисы, а уже после этого заключать договор с конкретной компанией - как на обязательную автостраховку гражданской ответственности, так и на другие страховые услуги. Но в любом случае в ближайший год проблемы с автостраховкой большинству автовладельцев обеспечены.