Источник: ''Российская газета''Елена Голякова, Татьяна Конищева
Похоже, что предвыборная погоня за налоговой реформой, а вернее, за той ее частью, где говорится о снижении налогов с предприятий, толкнула финансовое ведомство страны к намерению ужесточить систему распределения бюджетных средств.
Денег, которые надо будет найти для возмещения будущих налоговых потерь, потребуется немало: по оценкам экспертов, речь идет не об одном миллиарде рублей. А потому, считает глава Минфина Алексей Кудрин, государство должно будет требовать эффективно использовать каждый бюджетный рубль.
Для этих целей придется реорганизовать всю систему финансирования организаций, живущих на дотации госказны. Пока программа оптимизации расходования бюджетных средств лишь на первом этапе. По предварительным оценкам, в следующем году за счет такой "экономической диеты" стране удастся уменьшить свои расходы почти на 29 миллиардов рублей.
Помимо затягивания чиновничьих поясов программа по экономии затронет сферу госзакупок. Вице-премьер считает, что необходимо ввести единый прозрачный порядок государственных закупок для нужд министерств и ведомств. Сейчас тендеры по госзакупкам зачастую проводятся формально, и одна и та же продукция закупается по разным ценам. Например, больше половины товаров, закупаемых для нужд Минобороны, вообще минует тендеры. Правительственная комиссия по оптимизации бюджетных расходов предлагает ужесточить эту систему и принять ряд документов, которые будут предписывать ведомствам осуществлять закупки, опираясь на рыночные принципы. В третьем квартале этого года Минэкономразвития намерено разработать соответствующий законопроект. По мнению Алексея Кудрина, введение более строгого контроля уже в следующем году позволит сэкономить на государственных закупках от сотен миллионов до нескольких миллиардов рублей по каждому ведомству.
Кроме того, министерствам придется подумать о ликвидации некоторых подведомственных структур. Уже до 20 мая ведомства обязаны представить в комиссию предложения по упразднению или реорганизации ряда госучреждений. При этом предлагается ликвидировать все внебюджетные источники финансирования бюджетных организаций, в частности доходы от сдачи в аренду своих площадей. Теперь эти средства должны будут поступать в федеральную казну, а не напрямую в госорганизации. В рамках программы будет проведена тщательная ревизия всех помещений, занимаемых ведомствами, и лишние площади перейдут на баланс Минимущества.
Также у госструктур не останется возможности получать средства от регионов на осуществление своей деятельности. Все ведомства будут финансироваться только из федерального бюджета.
Но самое важное заключается в том, что будет изменена методика формирования бюджетов всех федеральных ведомств. К 1 января 2004 года все министерства будут обязаны представлять в Минфин не традиционные сметы, а функциональный бюджет, доказывающий целесообразность содержания каждого чиновника и необходимые для этого затраты. В течение этого года Минэкономразвития разработает систему финансирования министерств, согласно которой будет учитываться эффективность исполнения возложенных на них функций. Предполагается, что переход на такую схему потребует как минимум трех лет.
По мнению членов правительственной комиссии, уменьшить бюджетные затраты позволит передача функций по финансированию части социальных учреждений с федерального на местный уровень. Муниципалитетам придется содержать школы, больницы, городские дороги. При этом доходы от деятельности подобных учреждений будут получать местные власти. Часть научных, образовательных, медицинских учреждений поменяет свою организационно-правовую форму и получит статус государственных коммерческих учреждений, которым будет предписано самостоятельно составлять смету своих расходов, и государство за ее исполнение ответственности нести не будет. Субсидии из бюджета будут предоставляться только на выполнение основных функций таких организаций.
Программа по экономии коснется и всех федеральных целевых и адресных программ. Госкомиссия намерена привести эти программы в соответствие с параметрами финансового плана на 2003 - 2005 годы. А регионам для получения дополнительных средств из госказны придется доказать, что деньги будут израсходованы на важные проекты и использованы эффективно. И при этом уже с 2005 года субъекты РФ будут получать ссуды из бюджета на платной основе с учетом их кредитоспособности.
Однако подобная экономия не перекроет будущих предполагаемых налоговых снижений. Налоговая реформа, идущая под лозунгом дальнейшего снижения налогов, сегодня вызывает недоумение даже у чиновников от Международного валютного фонда и Всемирного банка, которые, к слову, предложили российскому Правительству сначала хорошо все посчитать, а затем уже говорить о дальнейшем снижении налогов с предприятий.
Итак, реформаторы предлагают снизить ставку налога на добавленную стоимость от двух до пяти (в самом радикальном варианте) процентов. Давайте посчитаем хотя бы приблизительные потери федеральной казны (а налог этот поступает именно в федеральный центр) от этого шага. В бюджете на 2003 год заложено, что поступления от НДС должны составить 946 миллиардов 218 миллионов рублей. Из них 240 миллиардов предполагается вернуть в качестве возмещения экспортерам. Итого получается, что от снижения НДС на один процент казна потеряет приблизительно 35 миллиардов рублей. Если же радикалам-реформаторам удастся снизить ставку НДС на пять процентов, то никакая экономия госрасходов не залатает бюджетные дыры. Что касается единого социального налога (ЕСН), то сейчас можно насчитать четыре различных варианта, и если опять-таки пройдет самый радикальный из них, то можно ожидать, считают эксперты, снижения поступлений как в бюджеты различных уровней, так и в социальные фонды до 220 миллиардов рублей.
Понятно, что предприятиям действительно станет легче. Однако возникает вопрос: откуда бюджеты всех уровней возьмут средства на выплаты зарплаты бюджетникам, на социальные нужды? К слову, и Пенсионный фонд от подобных мер недосчитается приличных сумм для выплаты пенсий не только будущим, но и нынешним пенсионерам. Реформаторы предлагают (и это уже давно не новость) переложить налоговое бремя на рядовых налогоплательщиков. Но вряд ли увеличение налога на имущество, которое произойдет, с одной стороны, при снижении ставки этого налога, а с другой - при увеличении налогооблагаемой базы, за счет введения рыночной оценки того же жилого фонда покроет эти бюджетные издержки. На самом деле в этой ситуации остается надеяться, что все эти налоговые "ноу-хау" окажутся лишь лозунгами, а их реализация будет отложена до лучших времен.