Страховка на проселочных дорогах

Назад

Источник: ''Российская газета''Юрий Прокопьев, Новосибирск

Помимо прочего реализация Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" столкнется и с рядом других, не менее серьезных проблем. Выполнить все требования закона не смогут ни крупные федеральные страховые компании, которые в первую очередь будут претендовать на новый рынок услуг, ни тем более региональные фирмы. Тем и другим нужно объединяться. К такому выводу пришли участники состоявшегося 25 марта в Новосибирске совещания, в котором приняли участие глава Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль и руководитель Департамента страхового надзора Минфина РФ Константин Пылов.

По словам первого заместителя полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе Игоря Простякова, емкость рынка страхования автогражданской ответственности (АГО) только в Сибири оценивается в 8-8,5 миллиарда рублей. "Ясно, что любой закон кто-то лоббирует и тем самым пытается завоевать рынок целиком, - заявил первый заместитель полпреда. Поэтому мы не можем допустить, чтобы этот рынок захватили московские компании, а в регионах ощущался финансовый голод". Однако другая проблема заключается в том, что даже очень крупные российские компании не смогут выполнить все требования закона. Например, статья 21 закона подразумевает, что для получения лицензии на осуществление страхования автогражданской ответственности необходим двухлетний опыт работы на рынке страхования транспортных средств или АГО; страховщик должен иметь своего представителя в каждом субъекте Федерации и быть членом профессионального объединения. Как считает Александр Коваль, ни одна российская страховая компания не в состоянии открыть и содержать филиалы во всех 89 регионах - создание филиальной сети в одном субъекте Федерации оценивается в 500-800 тысяч долларов, и если иметь в виду малонаселенные территории, такие как Эвенкия или Таймыр, вполне очевидно, что игра не стоит свеч.

По словам руководителя межрегиональной инспекции страхового надзора Минфина РФ Игоря Федяева, сейчас на получение лицензий для осуществления обязательного страхования автогражданской ответственности претендуют только шесть сибирских страховых организаций. У региональных компаний возможность участвовать в страховании АГО еще уже, чем у федеральных, поскольку большинство из них не отвечает и другому требованию закона: членство в пока единственном профобъединении автостраховщиков - Российской ассоциации страхования ответственности владельцев транспортных средств - предполагает размер вступительного взноса порядка 30 тысяч долларов и ежегодный членский взнос в размере 60 тысяч долларов. Это под силу только крупным компаниям.

Выход напрашивается один - на рынке страхования АГО федеральные и региональные компании должны работать сообща. По словам Игоря Простякова, участники совещания пришли к такому мнению практически единодушно. Это подтвердили и московские гости. "Реализация закона серьезно повлияет на состояние страхового бизнеса не только в регионах, но и в стране в целом", - подчеркнул Константин Пылов. Как отметил руководитель департамента Минфина, если региональные страховые компании не станут участвовать в рынке страхования АГО, "автогражданка" будет провалена. По словам Пылова, основное внимание будет теперь сосредоточено на том, чтобы "рыночными методами решить вопросы представительства, сохранив участие региональных компаний на данном рынке". В качестве механизма общефедеральным страховым компаниям, которые получат лицензии на право осуществления страхования АГО, будет предложено заключить соглашения с региональными компаниями. Для этого в подзаконных нормативных актах, которые сейчас разрабатываются, необходимо определить статус и полномочия региональных представителей страховщиков АГО. Участие в подготовке этих документов примет образованная в ходе совещания рабочая группа, в состав которой вошли представители аппарата полпреда, Минфина и местных страховых компаний.

Оригинальная версия статьи