Источник: ''Российская газета''Евгений Васильчук
Минэкономразвития представило на суд общественности документ, суховатое название которого скрывает за собой проблему не менее важную, чем разработка сценарных условий экономического развития на среднесрочную перспективу. Исследование называется "Оценки социальных и экономических последствий присоединения России к ВТО" и отражает результаты исследования этих последствий группой независимых экспертов.
Примечательно в данном случае не только то, что появление этого исследования выглядит несколько запоздалым на фоне того, что переговорный процесс о вступлении России в ВТО идет уже несколько лет. Отрадно другое: едва ли не впервые государственное ведомство предоставляет свои информационные ресурсы для освещения проблемы, буквально расколовшей российскую деловую общину на несколько противоборствующих сторон.
Правда, надо отметить, что в последнее время накал дискуссий спал, а сам переговорный процесс понемногу становится вещью в себе. Между тем вряд ли можно сомневаться, что, когда иракский вопрос будет каким-либо образом разрешен, втягивание России в систему мирохозяйственных связей неизбежно потребует не только законодательно-договорного закрепления, но и оптимизации скорости этого процесса по существу. Не исключен и пересмотр некоторых ранеее заявленных его параметров. В любом случае к этому повороту надо быть готовыми, и здесь представленный Минэкономразвития доклад независимой экспертной группы оказывается как нельзя кстати.
Основной вывод исследования: вступление России в ВТО не создаст существенных негативных экономических последствий. Применение принципов национального режима и режима наибольшего благоприятствования возможно и способно привести к некоторому обострению иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Однако эти затруднения будут компенсированы благодаря повышению транспарентности, более высокой предсказуемости действий властей и устранению неоправданных ограничений на рынке.
В целом выполнение норм и правил ВТО не приведет к принципиальным изменениям механизмов регулирования торговли, а также не вызовет заметного роста импорта и резкого изменения условий конкуренции иностранных и отечественных товаров на внутреннем рынке. Напротив, изменение законодательства может стать фактором повышения конкурентоспособности российских предприятий.
Данные выводы подтверждаются результатами тщательного количественного анализа последствий принятия обязательств в области доступа на рынок иностранных товаров. Ключевыми факторами, которые будут определять темпы развития промышленности, являются прежде всего факторы внутриэкономического характера.
По мнению экспертов, при разных сценариях изменения торгового режима не вызовут более существенных изменений тарифной системы, чем те, которые наблюдались в последние 6-7 лет. Более того, как показали расчеты, в десятилетней перспективе фактор присоединения к ВТО не окажет воздействия на основные пропорции в экономике. Независимо от сценариев присоединения к 2010 году рост доли конечного потребления в объеме использованных ресурсов составит около 14 процентов, возрастет также доля инвестиций в конечном потреблении с 18,4 до 21,7 процента. Если брать поотраслевую динамику обрабатывающего производства, то внешний фактор не будет оказывать на нее сильного воздействия.
Хуже обстоит дело с услугами. Они находятся еще в стадии становления, и пока не сложилась система привязки ресурсов к конкретным секторам услуг. Более высокая подвижность ресурсов позволяет иностранцам в большей мере воспользоваться преимуществами либерализации внешней торговли. Кроме того, при общем низком уровне развития сектора услуг приток иностранных капиталов способен оказать положительное стимулирующее воздействие. Правда, за удобства потребителей в этой сфере придется расплатиться многим отечественным производителям и финансовым институтам.
Столь однозначные результаты исследования лишь на первый взгляд могут показаться неожиданными. Российский рынок по факту и так уже является одним из самых открытых рынков в мире. Парадоксально, но может случиться так, что строгое следование правилам и процедурам ВТО в случае вступления нашей страны в эту организацию может даже затруднить доступ некоторых иностранных товаров на российский рынок.
Более того, количественные оценки и прогнозы, сделанные независимой группой специалистов, показывают, что затянувшийся переговорный процесс и сроки формального вступления в ВТО как в систему многосторонних торговых переговоров перестают представлять для России реальный интерес. Иначе трудно истолковать то положение, что, несмотря на минимум негативных последствий, ощутимых плюсов также будет негусто. Ну а то, что главные факторы устойчивого технологического и экономического роста скрываются внутри самой отечественной экономики, открыто признает и само Минэкономразвития.