Источник: ''Российская газета''Елена Голякова
Обозначены конкретные сроки перехода на международные стандарты финансовой отчетности
До 1 апреля Минэкономразвития и Минфин РФ внесут в Правительство концепцию развития системы учета и финансовой отчетности на среднесрочную перспективу. Концепция разрабатывалась в рамках Министерства экономического развития и торговли совместно с РСПП, Европейской ассоциацией бухгалтеров и аудиторов, Советом по финансовой отчетности. По ключевым позициям чиновникам и представителям бизнеса удалось найти общий язык: разработчики согласны, что международные стандарты финотчетности в России нужно внедрять поэтапно и при этом существенно ограничить влияние государства на этот процесс.
О переходе России на МСФО говорят уже давно, только вот реальных шагов пока сделано мало. В 1997 году была создана Межведомственная комиссия по реформированию бухгалтерского учета. Однако организовать эффективную работу ей так и не удалось. Разработчики теперешней концепции по переходу на МСФО полагают, что в этом отчасти виноваты и сами бизнесмены, не принимающие активного участия в процессе внедрения международных стандартов финотчетности.
Новый сценарий предполагает механизм совмещения государственного и негосударственного регулирования, основную роль в котором должно сыграть именно профессиональное сообщество, как это принято на Западе. Предлагается создать национальный совет по МСФО, действующий по принципам саморегулирования, в состав которого войдут представители российских компаний, госорганов, а также профессионального аудиторского и бухгалтерского сообщества. По всей видимости, совет будет регулировать вопросы практического применения международных стандартов в российских условиях, формировать правила ведения учета по МСФО, а также налоговой отчетности; взаимодействовать с Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), в том числе по переводу стандартов на русский язык. Кроме того, целесообразно создать единую саморегулируемую организацию, в функции которой войдет сертификация специалистов в области МСФО и международных стандартов аудита (МСА).
Как отметил глава департамента корпоративного управления и новой экономики Минэкономразвития Церен Церенов, рабочей группой было предложено четыре основных сценария внедрения МСФО в России: постепенное сближение национальных и международных стандартов финансовой отчетности, единовременный переход на МСФО всех организаций, внедрение МСФО только в отношении консолидированной отчетности узкого круга компаний и поэтапное внедрение международных стандартов для консолидированной и индивидуальной отчетности более широкого круга организаций. В итоге разработчики концепции решили, что самым разумным будет внедрять МСФО постепенно, по четвертому сценарию. Согласно ему с 2004 года на международные стандарты финотчетности перейдут банки, а также ОАО, акции которых котируются на фондовых рынках.
С 2006 года отчетность по МСФО будут составлять публичные компании, ценные бумаги которых обращаются на фондовом рынке, а также государственные унитарные предприятия. А с 2010 года - компании, акции которых не обращаются на фондовых рынках, а также те, кто составляет отчетность в соответствии с другими международно признанными стандартами, например, по американским стандартам US GAAP. Для малых предприятий предлагается ввести упрощенную систему учета, а переход на международные стандарты сделать добровольным. В целях совершенствования системы раскрытия информации должен быть разработан единый формат отчетности для представления предприятиями в государственные органы по схеме "единого окна".
По словам Церена Церенова, у такого сценария развития ситуации по внедрению МСФО в России масса преимуществ. Предприятия будут переходить на международные стандарты постепенно и в первую очередь те, кто заинтересован в иностранных инвестициях. Появится возможность применения более простых и детально регламентированных ПБУ для остальных предприятий; будет упрощена система действующих ПБУ для компаний, вынужденных вести несколько видов финансового учета. Однако появятся и дополнительные трудности. Во-первых, необходимо будет вносить серьезные изменения в действующее законодательство, включая и Конституцию, где написано, что бухгалтерский учет находится в государственном ведении. Во-вторых, потребуется доработка налогового законодательства с целью обеспечения независимого от МСФО расчета базы по налогам (на имущество, НДС). В-третьих, устранить противоречия в налоговом, бухгалтерском и корпоративном законодательстве в связи с внедрением международных стандартов. И, наконец, создать комплексную систему образования аудиторов и бухгалтеров в соответствии с МСФО и международными стандартами аудита (МСА), а также усовершенствовать работу саморегулируемых профессиональных объединений. Очевидно, что, внедряя международные стандарты отчетности, необходимо совершенствовать систему учета на предприятиях, который основывается на регистрации хозяйственных операций, а также анализе остатков по счетам и проведении корректировок. Как считают и чиновники, и бизнесмены, участвовавшие в разработке концепции, базовые требования к ведению бухгалтерского учета необходимо прописать в Законе "О бухгалтерском учете".
До недавнего времени в мире существовали три основные системы финансовой отчетности: англосаксонская - стандарты финотчетности устанавливаются независимым негосударственным органом (Великобритания, США, Канада, Израиль); континентальная - профессиональным органом, в состав которого в числе прочих членов входят представители госструктур (Франция, Германия, Япония); командно-административная - госорганами (Северная Корея, Китай). В целях создания единого набора стандартов финансовой отчетности для всех стран в 1973 году был создан Комитет по финансовым стандартам - независимая негосударственная некоммерческая организация со штаб-квартирой в Лондоне. В мае 2002 года Европарламент принял решение об обязательном применении МСФО всеми европейскими компаниями, акции которых котируются на фондовом рынке, с 2005 года. В целях координации деятельности и устранения существующих противоречий в октябре 2002 года в Лондоне между КМСФО и Комитетом по стандартам финансового учета США был подписан протокол о совместной деятельности по конвергенции американских и международных стандартов.
Представители бизнес-сообщества с концепцией Минэкономразвития согласны, за исключением отдельных ее положений. Участвующий в разработке документа Российский союз промышленников и предпринимателей настаивает на том, чтобы функции методологического обеспечения ведения бухгалтерского учета, в том числе при внедрении МСФО, были переданы создаваемому Национальному совету по финансовой отчетности уже до 1 января будущего года. Кроме того, по мнению членов РСПП, которое озвучил руководитель Комитета по налоговой и бюджетной политике Каха Бендукидзе, число российских Положений о бухгалтерском учете (ПБУ) должно быть сокращено до восьми и в переходный период на их изменение необходимо наложить мораторий. Что касается перехода на МСФО с 2004 года профессиональных участников рынка ценных бумаг, то в РСПП считают, что отчитываться по международным стандартам должны только профучастники, ведущие клиентские счета и управляющие клиентскими активами. В остальном РСПП поддерживают инициативу ведомства и полагают, что предприятия, перешедшие на МСФО, должны быть освобождены от обязательств по представлению отчетности по российским стандартам.