Правозащитники начали борьбу с "детектором лжи"

Назад

Источник: ''Бюро правовой информации''Алексей Батушенко

Минюст России зарегистрировал 10 февраля сего года приказ ФСНП России от 24.09.02 № 426 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения оперативно-розыскного мероприятия - опроса в виде специального психофизиологического исследования в федеральных органах налоговой полиции", а приказ ФСНП "Об основах организации и формах осуществления в федеральных органах налоговой полиции работы по предупреждению преступлений и правонарушений" был зарегистрирован в Минюсте РФ 29 января 2003 г.

Общероссийское движение "За права человека" подало в Верховный суд РФ два исковых заявления. В одном из них изложено требование признать недействительным приказ ФСНП номер 426 от 24 сентября 2002 года об утверждении "Инструкции о порядке проведения оперативно-розыскного мероприятия - опроса в виде специального психофизиологического исследования в федеральных органах налоговой полиции". В инструкции идет речь о применении налоговыми оперативниками полиграфа ("детектора лжи") в процессе общения с "клиентами". Любопытно, что этот документ противоречит одному из основных законов, в соответствии с которым действуют правоохранительные органы - закону "Об оперативно-розыскной деятельности" (ОРД), - как содержанием, так и названием. Статья шестая закона об ОРД определяет лишь 14 мероприятий, считающихся оперативно-розыскными, которые имеют право проводить сотрудники соответствующих подразделений правоохранительный органов. Среди них "опрос", "исследование предметов и документов", однако, нет ни слова об "опросе в виде специального психофизиологического исследования". Кроме того, введение "де факто" в практику нового типа оперативно-розыскного мероприятия может означать, что ФСНП для выполнения стоящих перед ней задач не хватает полномочий, предполагаемых действующим законодательством. Если это так, то такого рода нововведения должны производиться не иначе как через процедуру внесения законодателями поправок в федеральный закон. Кроме того, согласно новой редакции Уголовно-процессуального кодекса, граждане имеют полное право на участие адвоката в любой беседе с представителями правоохранительных органов. Присутствие адвоката, рекомендующего своему клиенту отвечать или не отвечать на тот или иной вопрос сделает, скорее всего, применение "полиграфа" минимально полезным для следствия.

Второе заявление в ВС РФ организации "За права человека" направлено на признание недействительным раздела 23 инструкции ФСНП - N 525 "Об основах организации и формах осуществления в федеральных органах налоговой полиции работы по предупреждению преступлений и правонарушений". Согласно этому документу сотрудники налоговой полиции, фактически, теперь могут вести "профилактическую работу" в отношении всех известных им граждан, которые "имеют возможность совершить правонарушение". В арсенале полицейской "профилактики" предусмотрены такие инструменты как "работа" с членами семьи и работодателями потенциального налогового преступника, так и использование СМИ целях необходимого воздействия на него. Что примечательно, для проведения этих процедур против человека, официально не являющегося обвиняемым, не требуется никаких санкций прокурора или постановлений дознавателей.

Один из судебных представителей истца, адвокат Петр Мостовой, заявил: "Появление 525 приказа стало следствием логики действий Налоговой полиции. Сейчас между налоговым правонарушением, попадающим под действие Налогового кодекса и налоговым преступлением, преследуемым по УК, нет четкой правовой границы. Только доказанность умысла на совершение лицом налоговых преступлений позволяет рассматривать его действия по "уголовным" меркам. Именно размытость этой грани позволяет Налоговой полиции, порой, преследовать гражданина даже тогда, когда есть судебное решение о его невиновности и ошибке налоговой инспекции. Зная о таких прецедентах, приказ 525 можно расценивать только как не оставляющий камня на камне от презумпции невиновности".

Ответчиками по искам движения "За права человека" должны стать Федеральная служба налоговой полиции, издавшая приказы и Министерство юстиции, зарегистрировавшее их.

Оригинальная версия статьи