Источник: ''Бюро правовой информации''
Отменив сборы в Дорожный фонд, которые полностью шли в региональные бюджеты, правительство изменило схему взимания акцизов на нефтепродукты. Предполагалось, что теперь этот акциз будет платиться не по месту производства топлива, а по месту его реализации. Однако акциз до региональных бюджетов не дошел. Территории, где нет нефтеперерабатывающих заводов, оказались без денег из Дорожного фонда, и без акцизов. Волнение среди них нарастает. Итоги работы по новой схеме взимания акцизов на нефтепродукты, введенной с 1 января 2003 года, корреспонденту БПИ Галине Базиной комментирует исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко.
- Как Вы оцениваете ситуацию с собираемостью акцизов на нефтепродукты по новой схеме?
- Пока точных данных нет. Третий по счету платеж по новой схеме будет произведен оптовиками после 25 марта, и тогда можно будет проанализировать данные и понять, насколько новая схема работоспособна, и как именно перераспределились платежи по территории страны. Однако уже сейчас ясно, что нефтяные компании отказываются по ней работать.
- А новое законодательство позволяет им делать выбор между старой и новой схемами взимания акцизов?
- Официально нет, но никто и не утверждает, что работает по старой схеме. Но за производителями законодательно закреплен выбор места уплаты акциза. Выступая в качестве плательщика акциза, производители нефтепродуктов тем самым подтверждают, что они работают по старой схеме. В результате на рынке сейчас практически нет безакцизного топлива, а большинство розничных торговцев работает без свидетельств на право торговли нефтепродуктами. Им по-другому нельзя: если они оформят свидетельство, то на одну и ту же серию нефтепродуктов придется дважды платить акциз, а это приведет к тому, что их топливо автоматически становится неконкурентоспособным. Даже многие из тех, кто оформил свидетельство, в последнее время его вернули именно из-за того, что на рынке нет топлива, не облагаемого акцизами. Представители налоговой службы утверждают, что около 20% полученных свидетельств были возвращены.
- Есть ли реакция со стороны властей?
- Правительство обеспокоено складывающейся ситуацией, поскольку из регионов поступают обращения губернаторов, где они выражают сомнения, что получат обещанные поступления через новую схему перераспределения акцизов. Из-за этого правительство поручило Минэкономразвития до конца первого квартала проанализировать ситуацию и внести свои предложения. Ситуация с акцизами беспокоит также Совет Федерации.
19 февраля было проведено совещание с членами Российского топливного союза, представителями нефтяных компаний, сотрудниками департаментов налоговой политики и ТЭК Минэкономразвития. Там обсуждалось, почему нефтяные компании не работают по новой схеме. Однако все согласились, что окончательный вывод относительно работоспособности новой схемы делать рано, нужны более полные данные. Поэтому в последние дни марта намечено провести еще одно совещание, с учетом полученных к тому времени данных.
- А какие предложения делаются по исправлению ситуации?
- Одно из предложений - ввести обязательное получение свидетельств. Я могу сказать заранее, что ничего хорошего из этого не выйдет. Если на рынке нет безакцизного топлива, а мы заставим всех получить свидетельства, фактически являющиеся обязательством платить акцизы, то придется несколько раз уплачивать акциз за один и тот же товар. На это не хотят идти нефтяные компании, потому что если они будут уплачивать акциз, то потом при реализации новой зачетной схемы его будет крайне сложно возвратить. Возникнет положение, аналогичное тому, что у нас сейчас с возвратом НДС экспортерам: налоговые органы за счет этого будут регулировать собираемость налогов. Если план по сбору налогов выполняется, тогда они возвращают часть НДС экспортерам. Если нет, то экспортерам приходится ждать возврата. Так будет и с акцизами. Я не думаю, что правительство остановится на этом предложении.
Альтернативный вариант - отменить новую схему взимания акцизов или ввести порядок, при котором акциз будет платить розничный торговец, но без возвратно-зачетной системы. Налоговики должны все-таки пойти на компромисс.