Источник: ''Российская газета''Юлия Проскурякова
С 3 марта 2003 года у саморегулируемых организаций арбитражных управляющих появится новый регулирующий орган в лице Министерства юстиции РФ. В целях реализации Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) " премьер-министр Михаил Касьянов подписал постановление Правительства N 100 от 14 февраля 2003 года, где и прописаны нововведения.
Напомним, что до принятия нового закона у арбитражных управляющих не было обязательных правил, которые бы регулировали их деятельность, причем каждый из них действовал сам по себе. Теперь все они должны объединиться в саморегулируемые организации (СРО). В новом законе расписано, как управляющий должен себя вести при проведении той или иной процедуры. Любое отступление от установленных правил будет фиксироваться СРО, которое стало надзорным органом, имеющим право в любой момент отозвать управляющего. Контроль за СРО в течение трех "переходных" месяцев осуществляла Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО). Она же выполняла и функции уполномоченного органа.
Теперь по закону функции регулирующего и уполномоченного органа разделены, но закон допускает в определенный период - до создания регулирующего органа - совмещение полномочий двух органов. Постановлением Правительства от 30.11.2002 г. N 855 Минфину, МНС, Минэкономразвития, ГТК и самой ФСФО было предложено в срок до 31.12.2002 г. внести свои предложения по поводу постоянного органа, уполномоченного выполнять эти функции. В результате и появилось постановление N100.
Минюст становится регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью СРО арбитражных управляющих, а ФСФО будет уполномоченным органом, отстаивающим в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования по денежным обязательствам.
О том, какие перемены ждут СРО арбитражных управляющих и как теперь Минюст планирует осуществлять контроль за их деятельностью, рассказал корреспонденту "Российской бизнес-газеты" первый заместитель главы Министерства юстиции РФ Александр Карлин:
- Контроль будет осуществляться, так как это определяет Закон о банкротстве. Никакой революции не будет. В ближайшее время совместно с ФСФО, Минэкономразвития, Минфином и МНС будут подготовлены документы, которые регулируют эту сферу. Некоторые разработки уже имеются, в частности, речь идет об общих правилах деятельности арбитражных управляющих, касающихся содержания и порядка ведения реестра требований кредиторов, подготовки, организации, проведения собраний кредиторов и комитетов кредиторов, подготовки отчетов арбитражного управляющего.
Будут разработаны правила финансового анализа, правила проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, правила проведения и сдачи теоретического экзамена, правила проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего, а также правила проведения проверки СРО деятельности своих членов-арбитражных управляющих. Это минимальный набор документов, который сейчас надо принять во исполнение Закона о банкротстве. Хочу добавить, что Минюст подготовил проект Указа Президента о внесении изменений и дополнений в Положение о Министерстве юстиции РФ, где соответствующие полномочия будут прописаны.
Министр юстиции уже подписал приказ, согласно которому за счет перераспределения некоторой численности штата в составе департамента экономического законодательства организован отдел, который будет заниматься СРО. Начальник этого отдела будет одновременно заместителем руководителя департамента. Целый ряд функций будет исполняться нашими территориальными органами.
Сейчас начинается очень серьезная работа с самими СРО, определяется схема взаимодействия с учебными заведениями, которые будут заниматься подготовкой арбитражных управляющих. Всю свою работу мы хотим построить на началах преемственности, чтобы переход полномочий не был травмирующим и не создал сложностей для СРО. Поэтому активно работаем с аппаратом ФСФО, изучаем их опыт и документы, так как считаем, что в ФСФО есть серьезные разработки и опыт взаимодействия с арбитражными управляющими. Мы будем подходить к решению всех вопросов с максимальной осторожностью, действуя в рамках правового поля.
Хочу заметить, что Минюст имеет опыт работы с профессиональными объединениями, например, с сообществами нотариусов, адвокатов. Мы участвовали в разработки самого закона о банкротстве
Страсти вокруг регулирующего и уполномоченного органа продолжают накаляться, несмотря на подписание премьером постановления. Дело в том, что Минфин, МНС и Минэкономразвития не согласились с назначением ФСФО уполномоченным органом.
А. Кудрин, Г. Греф и Г. Букаев написали Михаилу Касьянову письмо с объяснениями, что органом, представляющим интересы в делах о банкротстве, может быть только МНС. А назначение ФСФО разрушает систему по взысканию задолженности перед государством. Это может обернуться потерей денег для бюджета.
В настоящее время, подчеркивается в письме, подавляющий объем требований государства составляют требования по обязательным платежам, которые находятся в ведении МНС. Поэтому функции ФСФО сведутся к обработке информации, поступающей из МНС, а это приведет к дублированию и нарушению налоговой тайны.
К тому же у ФСФО резко увеличится объем работы, а, следовательно, потребуется увеличение штата, по оценкам экспертов, как минимум в 15 раз. При этом МНС обладает таким штатом, который позволяет решать данные задачи без каких-либо увеличений, а значит, и без дополнительных расходов государственной казны.