Аудиторский договор, или Капкан для налогоплательщика

Назад

Источник: журнал''Двойная запись''Иван Тополев, аудитор

Аудиторские фирмы обещают помочь своим потенциальным клиентам в любой ситуации. При этом утверждают, что контракт составлен в интересах клиента. Но так ли это? Руководитель одной из столичных аудиторских фирм рассказал нам о том, как лучше оформить с аудиторами договор, чтобы не оказаться потом в числе "обманутых".

Договор с аудиторской фирмой может называться по-разному: на оказание аудиторских услуг, на проведение аудита и т. д. Как правило, в каждой конторе свой образец этого документа. Прежде чем его подписывать, тщательно изучите все моменты, поскольку некоторые фирмы специально оформляют его таким образом, чтобы потом в случае чего "выйти сухими из воды". Поэтому лучше составить свой договор или же проработать предложенный вариант.

Не все дешевое - выгодно

Не связывайтесь с той фирмой, которая предлагает вести бухучет (либо его восстановить) и одновременно берется за проверку отчетности. Дело в том, что аудиторы не могут проверять сами себя. Это запрещено законом об аудиторской деятельности. Такое предложение свидетельствует не столько о некомпетентности специалистов компании, сколько о "нечистоплотности" фирмы.

Если подписать такой договор, последствия такой сделки будут самыми что ни на есть серьезными. Во-первых, если ваша организация подлежит обязательному аудиту, налоговики могут оштрафовать вас за непредставление бухгалтерской отчетности. Ведь отчетность таких предприятий обязательно включает в себя аудиторское заключение. Как вы понимаете, последнее будет считаться недействительным. А раз так, инспекторы укажут на то, что отчетность сдана не в полном объеме. Во-вторых, бухгалтер не сможет списать расходы на аудиторские услуги, оформленные таким договором. И наконец, в-третьих, если дело дойдет до суда, то по такому договору привлечь аудиторов к ответственности будет довольно проблематично.

Хочу еще предупредить вас о том, что практически все аудиторские организации проводят проверку выборочным методом. Ведь "прошерстить" все - достаточно сложно, к тому же для тщательной проверки требуется много времени. Но обычно аудиторы не оговаривают в контракте этот момент. Размер выборки зачастую указывается лишь в отчете аудиторов. Поэтому для начала выясните, как аудиторы будут вас проверять: "все подряд" или выборочно.

После того как подписан договор, стороны составляют рабочую программу, где указывается перечень вопросов, которые нужно проверить. Желательно договориться о включении в нее тех участков, которые нужно проверять наиболее скрупулезно. Кроме того, в рабочей программе лучше указать долю выборки.

Следующий момент касается тех предприятий, которые имеют дочерние фирмы. Такая организация подписывает договор, приезжают аудиторы и проверяют только головную организацию, не выезжая к "дочкам". Но ведь задача аудитора - подтвердить отчетность, которая, в свою очередь, консолидированная (то есть включает в себя и отчетность дочерних компаний). Значит, говорить о том, что без выезда к "дочкам" проведен полноценный аудит, нельзя. Поэтому перед тем, как заключить с аудиторами сделку, выясните, будут ли проверяться дочерние компании.

Когда к вам пришли на проверку, обязательно дайте аудиторам информацию об инвентаризации. Для чего это нужно? Поясню. Основная ваша обязанность как заказчика - предоставить бухгалтерскую документацию и отчетность, поскольку суммы, указанные в балансе, должны быть подтверждены. Для этого необходимо провести инвентаризацию не только товарно-материальных ценностей, но и расчетов и т. д. Результаты такой процедуры передаются проверяющим. Одни аудиторы пишут об этом в договоре, другие - нет. Причем последние могут это делать с умыслом. К примеру, проверка закончилась, оплата за услуги перечислена, а потом выясняется, что аудит проведен некачественно. Но если вы обратитесь в суд, аудиторская фирма заявит, что, не предоставив все необходимые документы, одно из условий аудиторской проверки вы не выполнили. Этого достаточно для того, чтобы признать ответчика невиновным.

Перед началом проверки я рекомендую директору оформить приказ о назначении ответственных за предоставление документов аудитору. Это нужно для того, чтобы аудиторы не "бегали в поисках правды" по отделам. Ведь часто бывает, что для выяснения одного вопроса привлекается большое число работников: один посылает к другому, другой - к третьему и т. д. Назначив же ответственных лиц (например, главного бухгалтера, начальника отдела кадров и др.), которые обязаны помогать ревизорам, можно сэкономить время.

Здесь, кстати, тоже есть одна тонкость. Ни в коем случае не подписывайте договор, где сказано, что он действует с момента подписания до такого-то числа. Попросите аудиторов указать, что контракт действует "до момента полного исполнения сторонами обязательств". Ведь как может получиться? Срок для аудита, установленный в договоре, - две недели. А потом вдруг выяснится, что работы на месяц. Ревизоры, добросовестно "отсидев" у вас эти две недели, скажут, дескать, срок закончился, до свиданья. Чтобы этого не случилось, не указывайте в договоре точные сроки проверки.

Аудитор отвечает, но за что:

Теперь поговорим об ответственности. Одни аудиторские фирмы указывают в договоре, что несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством. Согласитесь, весьма размытая формулировка, если учесть, что в законе об аудиторской деятельности не установлен "размер" такой ответственности. Другие используют фразу: "в рамках настоящего договора". Тоже уловка. Ведь если инспектор после аудиторской проверки начислит приличную сумму штрафа, то взыскать ее с аудиторов в полной мере не удастся, так как ответственность ограничена суммой договора.

Поэтому лучше иметь дело с такими фирмами, которые обязуются возместить в полном объеме ущерб, если после проверки налоговой инспекции заказчику начислят штраф. Сразу предупрежу, что таких аудиторских компаний мало. Впрочем, и их понять можно, они действуют в своих интересах.

Иногда в договорах пишут, что, если клиенту из-за неквалифицированной проверки будут начислены штрафы, аудиторская фирма будет нести имущественную ответственность за реальный ущерб. На первый взгляд кажется, что проблем возникнуть не должно: или аудиторы постараются, чтобы штрафов не было, или возместят убытки. Однако это только так кажется. На самом деле одно только упоминание в договоре о неквалифицированном аудите влечет за собой некоторые трудности. Дело в том, что доказать "некачественность" проверки можно только через суд, который привлечет для этого специалистов, например, другую аудиторскую фирму. Естественно, их работа будет оплачиваться по госрасценкам. Поэтому не исключено, что она свяжется с "проверяемой" и они договорятся за определенную плату признать первоначальную проверку качественной. Вам повезет только в том случае, если судья, подыскивая специалиста, "нарвется" на прямого конкурента или "врага" ответчика.

Вкратце расскажу о случаях, когда аудиторы не должны отвечать за печальный результат последовавшей после них налоговой проверки. Первый - если клиент выдал неверную информацию. Второй - если клиент несвоевременно внес изменения в учет. И третий - если законодатели ввели законы задним числом.

Аудитор отвечает лишь за свои ошибки. Поясню на примере. Я проверяю авансовые отчеты выборочным способом. Допустим, документы, попавшие в поле моего зрения, составлены без нарушений. Конечно, в отчете я напишу, что проверены такие-то авансовые отчеты, замечаний нет. Но может случиться и так, что в тех документах, которые не попали в мою выборку, есть ошибка. В данном случае я не должен нести ответственность, ведь я указал, что проверял не все подряд, а выборочно.

Пару советов о сохранности документов и конфиденциальности сведений, переданных аудиторам. Я бы порекомендовал организациям в ходе проверки установить в помещении, где сидят аудиторы, сейф и после окончания рабочего дня помещать туда все документы. Не стоит считать это мелочью. Бывали случаи потери документов, потом аудиторы винили бухгалтеров, бухгалтеры - аудиторов. Иногда бывает, что проверяющие просят отдать им какой-либо документ и уносят его с собой. Ни в коем случае не идите на это. Лучше отдайте копию. Не помешает и выяснить, для чего он аудитору. Кроме того, по окончании аудита советую забрать и все ксерокопии. Спросите зачем? А затем, что никто не может гарантировать 100-процентную секретность. Не факт, что один из увольняющихся аудиторов "случайно" не прихватит какую-нибудь папочку. Да и мало ли других ситуаций.

Не забывайте, что сейчас все аудиторские фирмы, которые проводят обязательный аудит, должны страховать риск ответственности за нарушение договора. Перед тем как подписать договор на проведение аудита, выясните, кто является страховщиком. Также нужно изучить, на каких условиях страхуется ответственность аудитора. Это очень важно, потому что страховая компания может так оформить страховку, что потом возместить весь ущерб вам не удастся.

Обращаю внимание еще на одно. Некоторые путают отчет аудитора с заключением. Аудитор может принести отчет, но он не будет являться официальным документом, подтверждающим проведенный аудит. Отчет - это что-то вроде черновика, где описывается каждое нарушение с указанием суммы, ссылкой на первичный документ. Результатом проверки является только аудиторское заключение.

И в заключение о заключении

Некоторые аудиторы оговаривают, что заключение выдается после того, как заказчик перечислит вознаграждение. Понятно, подстраховываются. Ведь мало ли что, вдруг заказчик, увидев отрицательное заключение, откажется принимать работу и, соответственно, ее оплачивать. Однако вам такая формулировка в договоре тоже может выйти боком. Аудиторы получат деньги, а потом ищи их... Поэтому лучше сразу договорится, что деньги будут перечисляться только после получения заключения, ознакомления с ним и составления акта сдачи-приемки работ.

Иногда аудиторы непонятно что подтверждают (это характерно для небольших аудиторских фирм). К примеру, проверка за 2002 года длилась с 13 января по 10 февраля 2003 года. Оформлен отчет, составлено заключение, передан акт сдачи-приемки работ. Так вот, в данном случае аудитор не имел права выдавать заключение, потому что подтверждается бухгалтерская отчетность. А на момент проверки она еще не была сформирована. Таким образом, выходит, что подтверждался несуществующий на тот момент баланс. Аудитор в такой ситуации может ознакомить директора только с отчетом. Далее, в процессе подготовки баланса бухгалтер корректирует учет, и в итоге отчетность формируется с учетом исправлений. Только после этого выдается аудиторское заключение, которое подтверждает бухгалтерскую отчетность.

Бывают такие договоры, где сказано, что если клиент вовремя не представляет документы или не перечисляет деньги, то аудиторская фирма расторгает сделку. Это неправильно. Дело в том, что есть Гражданский кодекс, в котором указано, что одностороннее изменение договора невозможно. Крупные аудиторские фирмы обычно в договоре пишут, что сделка может быть расторгнута по желанию одной из сторон с письменного разрешения другой за столько-то дней до даты расторжения.

И последнее. Договор обычно составляется на нескольких листах. Серьезная аудиторская фирма на каждом листе предусмотрит место для подписей заказчика и исполнителя. Если же этого нет, все равно попросите аудитора расписаться на каждом листе. Ведь никто не может помешать заменить парочку из них, где как раз говорилось, скажем, о полной имущественной ответственности.