Источник: ''Бюро правовой информации''
Подготовленный Минфином законопроект о валютном регулировании предусматривает максимальное сокращение государственного вмешательства в процесс регулирования, а стратегия развития банковского сектора - равные возможности для отечественных и иностранных банков. Об этом рассказал в своем выступлении на брифинге Европейского делового клуба первый заместитель министра финансов РФ Алексей Улюкаев.
Говоря о необходимости изменения подходов к проблемам валютного регулирования, Улюкаев отметил, что Минфин стремился "в принципе уйти от механизмов разрешительных". По словам замминистра, в правительственном варианте новой редакции закона "О валютном регулировании и валютном контроле" лишь небольшая часть операций является объектом государственного регулирования. К таковым относятся операции, связанные с возвратом экспортной выручки, экспортных авансов, операции, связанные с трансграничным предоставлением кредитов (от резидентов - нерезидентам), приобретением паев, долей, ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, и некоторые другие операции. По мнению министерства, необходимо также ввести ограничения на совершение сделок между резидентами (российскими банками) через нерезидентов (иностранные банки). "Здесь, - шутливо заметил Улюкаев, - мы, пожалуй, поставим рогатки". Полностью отказаться от валютного регулирования пока не представляется возможным. Смысл же оставшихся ограничений в том, чтобы не допустить быстрый и неконтролируемый отток капиталов, который может вызвать дестабилизацию всей финансовой системы.
Характеризуя проблему валютного регулирования в целом, замминистра обратил внимание на то, что Минфин сознательно отказался в новом законопроекте от детализации многих вопросов, посчитав ее излишней. (По словам Улюкаева, это решение далось нелегко, в министерстве была большая дискуссия.) В частности, было решено отказаться от фиксации в законе определения о чрезвычайном положении: "такой подход методологически неверен, - подчеркнул замминистра, - мы хотели бы идти не по пути кризисного регулирования, а предкризисного". Законопроект предполагает также либерализацию режима открытия валютных счетов и перевода средств на эти счета. Вопрос нормативов обязательной продажи валютной выручки, по мнению Улюкаева, не заслуживает того внимания, какое ему иногда придают. "Как правило, - заметил он, - это дело вкуса, так как никто не в состоянии дать четкой аргументации, почему норматив должен составлять 30 %, а не 50%".
Отвечая на вопрос журналистов о сроках рассмотрения законопроекта, Улюкаев сообщил, что в 1 чтении Госдума рассмотрит его в конце февраля - начале марте. "Уже завтра над ним начинает вплотную работать бюджетный комитет". Улюкаев выразил уверенность, что будет поддержан правительственный вариант законопроекта, хотя имеется еще два альтернативных проекта закона от группы депутатов и РСПП. В то же время, замминистра сделал оговорку, что вероятно, между первым и вторым чтением "будет внесено много поправок и над законопроектом предстоит много работать".
Первый замминистра финансов сообщил журналистам, что Минфин практически уже подготовил и готов направить в правительство к 15 февраля свою концепцию стратегии развития банковского сектора. По его словам, стратегия предполагает равные возможности для российских и зарубежных банков, и здесь позиция Минфина расходится с позицией Ассоциации российских банков. По мнению Улюкаева, не стоит пугаться того, что крупные компании, занимающиеся экспортом энергоносителей, могут перейти на обслуживание в зарубежные банки, поскольку в любом случае клиентами российских банков станут малый и средний бизнес. Для поддержки конкурентоспособности отечественной банковской системы в стратегии намечены ряд мер по снижению издержек российских банков: упрощение отчетности, системы проверок, платежных требований; помощь в развитии филиальной сети и создании кредитных историй. Кроме того, в стратегии развития банковского сектора, по словам Улюкаева, большое внимание уделено вопросам развития ипотечного кредитования, и приоритеты здесь на стороне отечественных банков.
Большое внимание замглавы Минфина уделил вопросу отношения государства к универсальным банкам. По его мнению, в стратегическом плане универсальные банки не должны оставаться в собственности государства, однако в переходный период неизбежны исключения. К таким исключениям в настоящее время относятся Сбербанк и Внешторгбанк. Напомнив о том, что почти 70 процентов всех депозитов находится в Сбербанке и что капитализация его постоянно растет, Улюкаев отметил нецелесообразность выхода из его капитала Банка России (доля ЦБ РФ в уставном капитале Сбербанка - почти 60 %). Вопрос о приватизации Сбербанка, по мнению Улюкаева, вряд ли будет поставлен до тех пор, пока не начнет полноценно действовать система страхования банковских вкладов населения.
Вопрос о приватизации Внешторгбанка (ВТБ) будет, вероятно, решен быстрее, чем со Сбербанком, так как правительство в настоящее время ведет переговоры о продаже пакетов акций с заинтересованными лицами. В роли таковых, по словам замглавы финансового ведомства, выступают Европейский банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Международной финансовой корпорацией (МФК), в числе достоинств которых Улюкаев отметил обладание новейшими технологиями управления. Вполне возможно, что, став обладателями пакетов акций, эти банки примут участие в организации приватизации Внешторгбанка.
Что касается таких государственных банков, как Внешэкономбанк (ВЭБ), Россельхозбанк и Росэксимбанк, являющихся агентами правительства соответственно по обслуживанию внешнего долга, сельского хозяйства и финансированию экспорта, то они, по видению Минфина, должны быть преобразованы в специализированные институты - агентства.
Отвечая на вопросы журналистов по завершении брифинга, замглавы Минфина коснулся вопросов, связанных с концепцией стабилизационного фонда и результатов пребывания в Москве миссии МВФ. Улюкаев сообщил, что 14 февраля Минфин внесет в правительство концепцию нормативного акта о создании стабилизационного фонда. Создание данного фонда, по его словам, не должно послужить основанием для сокращения налогов. Напомнив, что экономика России все еще сильно зависит от конъюнктуры на внешнем рынке, в частности от цен на энергоносители, Улюкаев предостерег: "риски ухудшения такой конъюнктуры достаточно высоки и их не стоит недооценивать". Аналогичные предостережения были высказаны и в докладе миссии МВФ, только что завершившей свою работу в Москве. По мнению ее экспертов, существование стабилизационного фонда не должно вести к ослаблению мер фискальной политики, являющихся для России на данном этапе приоритетными. Миссия, отметил также Улюкаев, положительно оценила деятельность правительства России в области либерализации валютного законодательства, в частности ту работу, которая ведется по законопроекту "О валютном регулировании и валютном контроле".