Финансовая РоссияКирилл ТРЕМАСОВ, ведущий аналитик инвестиционного департамента МДМ-банка
Представленная на прошлой неделе Минфином концепция изменения валютного законодательства четко показала, что радикальной либерализации не будет. Хорошо это или плохо для экономики России?
Под радикальной либерализацией валютного законодательства подразумеваются в первую очередь изменение порядка большинства операций с капиталом с разрешительного на уведомительный, а также отмена обязательной продажи валютной выручки. В практике российского бизнеса проблема валютных ограничений давно уже решена различными путями, и, настаивая на изменении законодательства, бизнес хочет лишь перевести нынешнюю ситуацию де-факто в состояние де-юре. Фактически от правительства требуют того, что оно уже сделало, к примеру, в налоговой сфере, снизив ставку плохо собиравшегося подоходного налога до фактического уровня его выполнения. В валютной сфере к этому, по-видимому, все и шло. Еще весной в своем годовом послании президент Путин заявлял о необходимости либерализации валютного законодательства. Летом же после снижения норматива обязательной продажи валютной выручки до 50 процентов и разрешения российским гражданам открывать счета в иностранных банках показалось, что решительная реформа валютного законодательства - вопрос ближайшего времени.
Планы правительства скорее всего скорректировались после событий 11 сентября и обвального падения сырьевых рынков. Сейчас уже очевидно, что в бюджетной сфере может возникнуть напряжение. С учетом накопленного профицита проявится оно не ранее середины следующего года и то лишь при условии, что ситуация на сырьевых рынках за это время не улучшится, а мировая экономика продолжит стагнировать. В этом случае держать капиталы в местной валюте становится более рискованно. Следовательно, предпосылки для усиления бегства капитала имеются. Правда, они могут быть нивелированы тем, что бежать-то особо некуда - уровень процентных ставок в развитых странах сейчас беспрецедентно низок, в то время как на фоне надвигающейся рецессии риски, напротив, возросли. Оценить суммарный вектор этих факторов не представляется возможным, и правительство решило просто отложить решение вопроса до лучших времен.
Есть мнения, что раз бизнес фактически решил для себя проблему валютных ограничений, то, по-видимому, вопрос их отмены или сохранения никак не скажется на бегстве капитала. Не совсем так. Два-три месяца назад ситуация кардинально отличалась от нынешней в первую очередь уровнем предсказуемости и риска. Доминировавшие макроэкономические тенденции (рост экономики РФ, прочный торговый баланс, укрепление реального курса рубля) способствовали, напротив, возвращению валютной выручки в страну. Причем объемы поступавшей от экспорта валюты даже превышали выручку - экспортеры возвращали ранее вывезенные капиталы. Поэтому в тех условиях проблема обхода валютных ограничений не была столь острой, как может стать сейчас. В нынешней ситуации отмена валютных ограничений может иметь совсем другие последствия.
Итак, хотя последствия отмены валютных ограничений сейчас далеко не однозначны, но очевидно, что либерализация в валютной сфере может привести к усилению оттока капитала. В ближайшие год-два подобное совершенно недопустимо.
Но может быть, плюсы от отмены валютных ограничений столь велики, что можно было бы и рискнуть? Главным позитивным эффектом валютной либерализации ее сторонники называют рост иностранных инвестиций. Однако для этого еще не создан соответствующий инвестиционный климат. Определенные шаги по его улучшению, безусловно, сделаны (налоги, Земельный кодекс), но остается высокой коррупция, неудовлетворительны законодательная база по защите собственности и положение дел в судебной системе. Поэтому я очень сомневаюсь в том, что валютная либерализация в ближайший год может сыграть позитивную роль, а вот риски она несет очень высокие.
Все вышесказанное позволяет утверждать, что постепенная либерализация параллельно улучшению инвестиционного климата является, пожалуй, наилучшим сценарием для России.