Источник: журнал''Двойная запись''Янина Шилова, аудитор
Наверное, каждый из нас хоть раз пытался с понедельника начать совершенно другую жизнь. Государство же российское делает примерно то же самое, но ежегодно (масштабы все-таки покрупнее). В 2002 году оно перевело все организации на новый План счетов и заставило их по-новому платить налог на прибыль. А перед наступившим 2003 годом нас всех сосчитали (точнее, пытались), проведя перепись не только населения, но и предприятий. Если такие труды в отношении населения ничем особо примечательным не увенчались (разве что появлением эльфов среди жителей российских населенных пунктов), то после "инвентаризации" фирм из 3,2 млн уцелели около полутора миллиона. Даже с учетом того, что обработка писем будет продолжаться еще долго, число действительно работающих компаний не возрастет более чем до 1,65 млн. Что может ожидать "счастливчиков", которые успели-таки, преодолев бюрократические препоны налоговиков или воспользовавшись ненавязчивым почтовым сервисом, получить заветные свидетельства о перерегистрации?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно всего лишь почитать несколько свежих законов, например, "деральном бюджете на 2003 год" (от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ), "О бюджете Пенсионного Фонда Российской Федерации" (от 31 декабря 2002 г. № 197-ФЗ) и "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2003 год" (от 31 декабря 2002 г. № 188-ФЗ). Хотя закон о бюджете Фонда социального страхования на этот год пока не подписан президентом (он был одобрен Госдумой и Советом Федерации в конце минувшего года), основные его положения останутся неизменными, даже если Владимир Путин отклонит его и будет назначена согласительная комиссия.
Подсчитав все поступления от налога на прибыль в федеральный бюджет в 2001 году (а это была неожиданно огромная сумма в 213 млрд рублей), чиновники обрадовались и снизили ставку с 35 до 24 процентов. Хорошее настроение властей и как следствие реформа налогообложения прибыли были призваны образумить засидевшихся в тени налогоплательщиков. Но в порыве оптимизма законодатели совсем забыли о том, что с прошлого года сами же отменили все льготы по этому налогу. В итоге МНС получило задание собрать в 2002 году 207 млрд рублей. Естественно, этот план был с треском провален. В федеральный бюджет попало только 172 млрд (на 20 процентов меньше, чем в предыдущем году).
Не утешили и результаты по другим налогам. Не удалось "убедить в пользе загара" ни плательщиков НДС (вместо ожидаемых 51 рост составил всего 11 процентов), ни "акцизообязанных" (планируемый рост 17 процентов, реальный - 11). Увеличились лишь поступления от ЕСН, но этот успех обусловлен не карательными мерами, а тем, что была разработана пусть и не идеальная, но вполне приемлемая регрессивная ставка.
В этом году каждое предприятие будет перечислять в федеральную казну не 7,5 процента, как раньше, а 6 процентов своей прибыли (остальное пойдет в региональные и местные бюджеты). Чем не новая жизнь? Но от МНС потребовали дать бюджету на 6 млрд рублей больше, чем в прошлом году. А раз фирм стало вдвое меньше, то и отдуваться каждой из них придется за двоих. Вместо 67 тысяч рублей, которыми в среднем поделилась каждая компания в прошлом году, в 2003 году у нее "попросят" 135.
Практически все суммы, которые пойдут в бюджет в 2003 году, по крайней мере не меньше, чем предполагалось собрать в 2002-м (кроме уже рассмотренного налога на прибыль). А некоторые из них еще и прилично подросли. Например, в задании правительства - обеспечить увеличение сборов ЕСН для нужд Пенсионного фонда почти на треть! За то что вовремя подали о себе сведения, организациям придется вместо 90 тысяч рублей перечислить в ПФР 223 тысячи.
На 19 процентов больше, чем в прошлом году, планируется собрать и НДС. Если в 2002 году каждая фирма давала бюджету в среднем по 186 тысяч рублей, то в этом году ей придется расстаться с 418 тысячами. Это сколько же надо отрабатывать членство в Едином государственном реестре юридических лиц?!
Конечно, из числа не попавших в ЕГРЮЛ организаций львиная доля не то, чтобы об оплате налогов, о сдаче пустой отчетности даже не думала. Но тогда непонятно, каким образом у нас в стране вообще планируются бюджетные доходы. Принимается ли при этом во внимание, кто именно будет эти налоги платить? Такое впечатление, что учитывается лишь один показатель - "сколько нужно" без оглядки на то, "сколько можно".
Нетрудно решить задачку с одним неизвестным, которая задана налоговикам. Дано: предприятие N и общая сумма, которую надо перечислить в бюджет. Найти: величину (в рублях) виновности бухгалтера предприятия N. Это даже не алгебра, это курс арифметики для третьего класса средней школы.
Но если предприятия будут больше платить в бюджет, может, возрастут и размеры установленных законом возмещений? Речь, понятно, идет о Фонде социального страхования, расчеты которого с предприятиями носят двусторонний характер в отличие от всех остальных внебюджетных фондов.
Конечно, фонд не отказывается продолжать "двусторонние" отношения, но в 2003 году он выбирает безопасный их вид. Например, единовременные выплаты в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями планируется рассчитывать исходя из максимальной суммы в 27 тысяч рублей. Сейчас такие выплаты определяются в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ размер этого пособия составляет 60 МРОТ. То есть пока что выплаты также составляют 27 тысяч рублей (450 руб. х 60), но в этом году увеличится МРОТ: Так зачем же платить больше - 36 тысяч рублей (600 руб. х 60), если можно просто установить определенную сумму выплат и ни о чем не думать?
Ограничивать в запросах партнеров-налогоплательщиков ФСС начал заблаговременно. Еще в прошлом году "усохла" до 11 700 рублей в месяц сумма пособия по беременности и родам.
В 2003 году фонд намерен направить на выплату пособий, связанных с материнством и детством, практически ту же сумму, что и в прошлом году (11,8 млрд рублей). А вот средства на приобретение путевок, в том числе детских, урезаны более чем в полтора раза. Если в 2002 году ФСС выделил на это 15,2 млрд, то в бюджете 2003 года на эти цели заложено всего 10 млрд. О том, что за год путевки подорожают, никто и не подумал. Исключены из бюджета фонда расходы на финансирование частичного содержания детско-юношеских спортивных школ. Не заслужили дети и новогодних подарков в следующем году.
Зато требования фонда к страхователям растут день ото дня. В прошлом году их ошарашили величиной штрафов за просрочку регистрации (от 5 тысяч до 10 тысяч рублей в зависимости от срока опоздания). Дальше - больше. Согласно статье 19 проекта закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год", если работодатель начнет хозяйственную деятельность, не оповестив об этом специалистов ФСС, его оштрафуют на 10 процентов облагаемой базы за весь период нарушения, но не меньше чем на 20 тысяч рублей. При этом сбор ЕСН, направляемого в Фонд социального страхования, должен увеличиться на 17 процентов (с 83,8 млрд рублей до 98,1 млрд). Вот такие своеобразные "двусторонние" взаимоотношения, при которых одна сторона "любит", а другая - позволяет:
Ну что же, как аукнется, так и откликнется. И нечего удивляться тому, что при виде дорогостоящей рекламы, призывающей на благо родной страны честно платить налоги, плательщик сразу вспоминает матерей, которых "родственница" финансировать отказывается.
Актив | Пассив |
---|---|
Бюджет России на 2003 год заложен с профицитом | Власти увеличили план по сбору всех налогов |
МНС будет вынуждено выполнять план и усилит контрольные мероприятия | |
Размеры выплат из Фонда социального страхования сократятся | |
Многие предприятия снова "уйдут в тень" |