Источник: газета ''КоммерсантЪ'' №21(2624) от 07.02.03Галина Ляшенко
Вчера на заседании правительства обсуждался план налоговой реформы на ближайшие три года. Итог - реформу предложено секвестрировать, а проще говоря, провести ее в более сжатые сроки, чем это предлагало сделать Министерство финансов. Правда, одновременно секвестру должен подвергнуться и бюджетный профицит.
Работа над планом налоговой реформы на 2003-2005 годы идет в правительстве уже два месяца. Однако основные события развернулись в последние десять дней. Как раз после того, как председатель правительства Михаил Касьянов отправился в краткосрочный отпуск.
В отсутствие премьера его заместитель Алексей Кудрин успел несколько раз побывать у президента с презентацией собственной концепции реформы и даже провести все необходимые согласования проекта с Министерством экономического развития и торговли.
Правда, за лояльность ведомства Германа Грефа Минфину пришлось пойти на ряд уступок. Во-первых, Алексей Кудрин пообещал впредь не чинить препятствий законопроекту Минэкономразвития о свободных экономических зонах. Во-вторых, в итоговом плане налоговой реформы все-таки нашли отражение ряд достаточно либеральных предложений Минэкономразвития. Например, по упрощению порядка возврата экспортного НДС.
Вчера Алексею Кудрину предстояла последняя презентация. Аудитория - весь кабинет министров во главе с Михаилом Касьяновым. Судя по всему, налоговая активность министра финансов, которую премьер сумел разглядеть с высоты австрийских Альп, где он проводил отпуск, не слишком пришлась ему по вкусу. А потому на заседании правительства Михаил Касьянов решил расставить точки над i. И уже после первых слов премьера стало понятно, что у него есть претензии к работе Минфина. По его словам, представленные ведомством Алексея Кудрина расчеты показывают, что бюджет в ближайшие несколько лет планируется формировать с существенным профицитом, что неверно. Идеологически...
"Мы не можем больше давить на экономику, изымая из нее средства на всякий случай. Пора отказываться от бюджетов, ориентированных на долговые выплаты",- заявил премьер. И добавил, что сокращение профицита бюджета на 1% ВВП сразу же позволит, к примеру, снизить налог на добавленную стоимость на 3%. А так как "налоговая реформа является эффективным механизмом воздействия на экономику, который может принести положительные результаты в самом обозримом будущем", в первую очередь привести к повышению темпов экономического роста, то и реформа "должна проводиться активно".
Понятно, что установке на "активность" доклад Минфина, который сделал первый заместитель Алексея Кудрина Сергей Шаталов, никак не отвечал, так как главные ее шаги, а именно снижение единого социального налога (ЕСН) и НДС, предполагалось сделать лишь в 2005-2006 годах.
Содоклад замминистра экономического развития и торговли Аркадия Дворковича только подлил масла в огонь. Предложения Минфина содокладчик не критиковал, что и неудивительно, так как они были "согласованы", а просто сообщил, что Россия в настоящее время с точки зрения инвестиционной привлекательности занимает место лишь в седьмом десятке, а единственный способ ее повысить - срочно принять меры, в первую очередь в налоговой сфере.
"Всех устраивает предложенный вариант реформы?" - обратился к собравшимся Михаил Касьянов, заранее зная ответ. Предложения Минфина не устроили практически никого, в том числе и самого премьера. Так, по словам председателя бюджетного комитета Госдумы Александра Жукова, с реформой никак нельзя затягивать, в частности, ЕСН нужно обязательно снижать в 2004 году, так как если налоговое бремя не будет сокращаться, то не будет ни инвестиций, ни роста. А глава комитета Совета федерации по промышленной политике Валентин Завадников, присутствовавший на заседании, заявил Ъ, что то, что предлагает Минфин, "и реформой-то назвать нельзя, это лишь попытки сделать косметический ремонт".
Алексею Кудрину пришлось отбиваться. Он пытался объяснить, что сокращать налоги за счет отказа от профицита бюджета очень рискованно, так как профицит - дело временное, сегодня он есть, а завтра нет. А закладывать временную экономическую ситуацию в налоговую реформу, которая планируется на долгую экономическую перспективу, нельзя. Вывод - нужно сначала накопить достаточно средств, а только потом снижать налоги.
"Мне понятен ваш консерватизм, на то вы и министр финансов, но мы не можем допустить и закоснелости в этом вопросе. Мы не можем терять год. Нам нужны незамедлительные продуманные действия",- прервал защиту господина Кудрина Михаил Касьянов. И поручил Минфину уже к заседанию 27 февраля внести в правительство законопроект, предусматривающий снижение ЕСН, а также другие предложения по сокращению налогового бремени в 2004 году. Алексей Кудрин незамедлительно согласился.
Однако говорить об окончательном проигрыше Минфина преждевременно. По крайней мере, по окончании заседания Сергей Шаталов заявил, что дата, начиная с которой ЕСН будет снижен (1 января 2004 либо 1 января 2005 года), к заседанию правительства 27 февраля в законопроекте указана не будет. По его словам, этот вопрос будет решен лишь в апреле (вероятно, в Белом доме считают, что к тому времени уже начнется война в Ираке), когда правительство проанализирует текущую экономическую ситуацию, получит более четкое представление о состоянии мировой конъюнктуры и сделает выводы о том, сколько денег в 2003 году может перейти в финансовый резерв, за счет которого, напомним, предложено провести реформу ЕСН. Так что налоговая реформа пока получается с открытой датой.
Решение о возможности отмены контроля за расходами граждан может быть принято в течение ближайшей недели. Об этом вчера заявил первый замминистра финансов Сергей Шаталов. Напомним, что ранее о необходимости отмены такого контроля в связи с его неэффективностью - доходы государства от контроля никак не покрывают затраты на его организацию и проведение - уже говорили и вице-премьер Алексей Кудрин, и министр экономического развития и торговли Герман Греф. А на днях заместитель Германа Грефа Аркадий Дворкович сообщил, что контроль за расходами в сфере приобретения жилья точно будет отменен и сейчас идут переговоры о том, ликвидировать ли слежку за кошельками и в отношении покупок других товаров из черного списка, в частности, автомобилей, культурных ценностей и золота в слитках.
Но это еще не то решение, за которым последует реальная отмена контроля. Еще предстоит внести изменения в Налоговый кодекс, и на выходе поправки могут видоизмениться.