Источник: журнал 'FORUM', №1(2) январь 2003Александр Кочнев
В центре внимания акционеров и высшего руководства компании находятся такие ключевые показатели его деятельности, как отдача на вложенный капитал, прибыльность активов, производительность труда. Эти индикаторы показывают, насколько успешно действует компания. Притом если она осуществляет деятельность по нескольким направлениям, выпускает широкий ассортимент продукции, имеет подразделения в различных регионах, данные показатели необходимо определять для каждого вида бизнеса, каждой группы продуктов, каждого территориального подразделения. Только в этом случае можно оценить, насколько эффективны те или иные направления деятельности, насколько прибыльны отдельные виды продукции, насколько эффективно работают дочерние структуры в регионах.
Знание реального положения дел в различных направлениях бизнеса дает возможность принимать обоснованные решения о том, в какие направления целесообразно инвестировать финансовые ресурсы, от каких видов деятельности следует отказаться, какие структуры компании работают неэффективно и требуют особого внимания высшего руководства. Однако эти знания необходимы для успешного управления бизнесом, но отнюдь не достаточны. Управлять - это значит ставить конкретные цели, планировать, осуществлять контроль на основе утвержденных планов, анализировать результаты, сопоставляя их с плановыми показателями, выявлять причины отклонений и принимать решения, устраняющие эти расхождения.
Именно такой подход реализуется в технологиях бюджетного управления, составляющих ядро управленческого механизма большинства успешных зарубежных и российских компаний. Для него характерны следующие моменты:
Сказанное можно рассматривать как развернутое определение системы бюджетного управления. И только если компания использует в своей деятельности эти принципы, допустимо говорить, что она реализовала концепцию бюджетного управления.
Внедрение этой концепции дает компании целый ряд дополнительных преимуществ, к числу которых относятся:
Таким образом, не будет преувеличением сказать, что внедрение системы бюджетного управления приводит в действие механизм повышения эффективности деятельности компании. При этом эффективность понимается совершенно конкретно - как способность компании достигать поставленных целей, выраженных в виде финансовых показателей.
Система бюджетного управления дает наибольший эффект, если она подкреплена информационными технологиями. В этом случае многократно возрастают возможности оперативной корректировки планов и внесения данных о текущих операциях, анализа планов и результатов их исполнения, рассмотрения различных сценариев деятельности компании. Основные преимущества автоматизации процесса бюджетного управления состоят в следующем:
В настоящее время на российском рынке информационных технологий - достаточно широкий выбор программных продуктов, обеспечивающих автоматизацию процесса бюджетного управления. Наиболее известны из них продукты Active Planner, Adaytum e.Planning, BJet, Comshare MPC, Hyperion Pillar, Oracle Financial Analyzer, PlanDesigner, "Инталев: Управление финансами", "Инталев: Корпоративные финансы", "Контур Корпорация. Бюджет", представляющие собой либо системы бюджетирования, либо более сложные программные системы, в состав которых входят модули, позволяющие реализовать бюджетное управление. Спектр их функциональных возможностей и стоимостных характеристик способен удовлетворить потребности самых разных компании, отличающихся как по масштабам, так и по видам деятельности.
Для того чтобы остановиться на "единственно верном" решении из множества альтернатив, необходимо предварительно определить, как именно будет строиться процесс бюджетного управления в компании. Постановка процесса складывается из ряда этапов: определение финансовой структуры компании, выбор видов бюджетов, разработка их форматов, описание технологии бюджетирования и организации собственно процесса бюджетирования. При наличии специалистов высокой квалификации в самой компании эта работа может быть выполнена ими, но чаще всего понадобится привлечение консультантов, специализирующихся изданных вопросах. И только тогда, когда процесс бюджетирования формализован, следует переходить к выработке требований к программному продукту и принимать решение о выборе наиболее подходящей автоматизированной системы. Ну а после ее приобретения предстоит еще один трудоемкий этап работы - внедрение, в ходе которого осуществляется настройка программного продукта в соответствии с принятым в организации процессом бюджетирования и обучение персонала применению информационных технологий в ходе осуществления этого процесса.