Источник: ''Бюро правовой информации''
В соответствии с законом "О внесении изменений и дополнений в часть 2 НК" от 27 ноября 2001 года налог с продаж должен быть отменен с 1 января 2004 года. Таким образом, регионы могут лишиться значительного источника финансирования, поскольку этот налог целиком поступает в бюджет того субъекта, который принял соответствующий закон. Однако, несмотря на принятые поправки, гарантий, что налог с продаж действительно будет отменен, нет. Фракция "Единство" разработала и намерена вскоре внести в Госдуму поправки в Налоговый кодекс, предлагающие продлить срок действия налога с продаж.
По мнению депутата фракции "Единство" Игоря Динеса, налог с продаж в ближайшие годы должен быть и будет сохранен. По словам депутата, налог с продаж - незаменимый источник финансирования регионов, поскольку 100% от его поступлений идут не в федеральный, а в региональный бюджет. Несмотря на то, что этот налог имеет огромное значение только для трех регионов - Москва, Московская область и Санкт - Петербург (столица, к примеру, от налога с продаж получает примерно 21 млрд. рублей ежегодно) - для остальных регионов этот налог также важен. Депутат считает, что продлить жизнь налогу с продаж можно и нужно, но только при условии одновременного снижения ставки НДС, что позволит уменьшить налоговое бремя для населения. До недавнего времени главным противником дальнейшего существования этого налога было правительство, но и оно, по мнению Динеса, уже склонно изменить свою позицию. "Для внимательного наблюдателя понятно, что если правительство к чему-то внутренне готово, но боится сказать в слух, то об этом говорят депутаты", - говорит Динес. Сами народные избранники, разработавшие законопроект о продлении срока действия налога с продаж, полагают, что их детище будет одобрено думским большинством, и соответствующий закон увидит свет не позднее июня 2003 года.
Как любое общественное явление, вопрос о продлении жизни налогу с продаж быстро приобрел своих сторонников и противников. Так, Директор Центра фискальной политики Галина Курляндская также настаивает на необходимости продления его срока действия, говоря о том, что это один из немногих налогов, которые взимаются не с производителя, а с потребителя, создавая тем самым определенный баланс в распределении налогового бремени. По мнению директора Центра, в настоящее время, когда другой источник дохода, а именно налог на имущество, работает "из рук вон плохо" ввиду сильных расхождений между оценкой имущества и его реальной стоимостью, налог с продаж для регионов особенно необходим. Основным препятствием для сбора этого налога, по мнению Курляндской, являются недостатки нашей налоговой системы, которая не подразделяет органы налоговой службы на федеральные и региональные. В результате федеральные органы налоговой службы не заинтересованы в сборе налога, который целиком поступает в бюджет соответствующего региона. Директор Центра полагает, что налог с продаж не только должен быть сохранен, но и что его максимальная ставка может быть увеличена с 5 до 10 процентов (на товары, приносящие вред окружающей среде и здоровью: бензин, табак, алкогольные напитки)
Тем не менее, у идеи продлить жизнь налогу с продаж есть и свои противники. Например, управляющий партнер компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры", к.ю.н. Сергей Пепеляев полагает, что налог с продаж дублирует НДС, а поэтому он не нужен. Кроме того, по своей сути новый налог с продаж мало чем отличается от прежнего, который Конституционный суд ранее признал несоответствующим Конституции. По мнению юриста, этот налог составляет всего 5% от бюджетных поступлений регионов, что говорит о его экономической нецелесообразности. Тем не менее, Пепеляев не исключает возможности, что Дума примет закон о продлении срока действия этого налога, но в таком случае, по его мнению, этот закон поставит в неловкое положение президента, который в своем Послании высказался о необходимости отмены налога с продаж.
Теперь - слово за депутатами.