Источник: ''Российская газета''Подготовила Елена Голякова
Предновогодние дни оказались щедрыми на новые законы и нормативно-правовые акты. Был подписан большой налоговый пакет и ряд других документов о фондовом рынке, валютном регулировании. Однако в Думе "подвисли" и были перенесены на весеннюю сессию ключевые законы об электроэнергетике, ипотеке, реформе ЖКХ и естественных монополий. Представляем краткий обзор принятых законов, которые официально опубликованы в "Российской газете".
Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 182-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах" (опубликован в "РГ" 31 декабря (N 245), вступает в силу с 1 января 2004 года, статья 2 Закона - с 1 ноября 2003 года, статья 3 - с 1 января 2003 года и действует до 31 декабря 2003 года).
Вторая часть Налогового кодекса РФ дополнена новой Главой 29 "Налог на игорный бизнес". Порядок исчисления налога, сроки его уплаты и другие нормы налогообложения налога на игорный бизнес регламентируются Главой 29 НК РФ, а Закон "О налоге на игорный бизнес" с 1.01.2004 г. утрачивает силу.
Так, согласно статье 365 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, которые должны зарегистрировать в налоговом органе каждый объект налогообложения (игровой стол, автомат; кассу тотализатора, букмекерской конторы), а также любое изменение их количества. В противном случае придется заплатить штраф в трехкратном размере ставки налога, установленной для соответствующего объекта налогообложения, а последующие нарушения обойдутся в два раза дороже.
Налоговые ставки устанавливаются субъектами РФ и могут колебаться: за игровой стол - от 25 000 до 125 000 рублей; игровой автомат - от 1500 до 7500 рублей; кассу тотализатора или кассу букмекерской конторы - от 25 000 до 125 000 рублей. Налоговым периодом признается календарный месяц. Оплачивать налог и предоставлять налоговую декларацию за истекший период нужно ежемесячно не позднее 20 числа.
Федеральный закон от 31 декабря N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ" (опубликован в "РГ" 31 декабря (N 246), вступает в силу с 1 февраля 2003 года).
Новации касаются организационно-правовой формы адвокатских образований, которая должна быть приведена в соответствие с требованиями Закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ". Внесены изменения в статью 149 второй части НК РФ "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) ".
Изменены нормы, затрагивающие особенности исчисления налоговыми агентами (в качестве которых выступают адвокатские образования) налога на доходы физических лиц, перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Кроме того, теперь адвокат может размещать свой кабинет в жилых помещениях, принадлежащих ему либо членам его семьи на праве собственности (с их согласия), а также в занимаемых по договору найма. Такие дополнения внесены в Жилищный кодекс РСФСР. Адвокаты, которые осуществляют адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, приравниваются в отношении порядка ведения учета хозяйственных операций к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (дополнение в Закон от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Федеральный закон от 31 декабря 2002 года N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 262, 263 и 27 части второй Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ" (опубликован в "РГ" 31 декабря 2002 года (N 246), вступил в силу с 1 января 2003 года, за исключением статьи 4, которая вступила в силу с 31 декабря 2002 года).
Внесены изменения и дополнения в ряд глав части второй Налогового кодекса РФ, касающихся объекта налогообложения и налоговой базы по единому социальному налогу; свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами; порядка признания доходов и расходов при исчислении налога на прибыль для организаций, использующих метод начисления. Те организации, которые применяют упрощенную систему налогообложения, признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Изменены перечни организаций, которые могут применять упрощенную систему налогообложения, и видов предпринимательской деятельности, для которых устанавливается система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Федеральный закон от 31 декабря 2002 года N 193-ФЗ "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ по налогу на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте" (опубликован в "РГ" 31 декабря 2002 года (N 246), вступил в силу с 1 января 2003 года).
С нового года утратил силу Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 120-ФЗ "О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте". Теперь при покупке иностранной валюты однопроцентный налог платить не придется.
Федеральный закон от 31 декабря 2002 года N 195-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса РФ" (опубликован в "РГ" 31 декабря (N 246), вступил в силу 31 декабря 2002 года).
Нормы Налогового кодекса РФ, устанавливающие, что при реализации услуг по экспедированию и доставке периодических печатных изданий и книжной продукции; редакционных и издательских работ (услуг), связанных с производством периодических печатных изданий и книжной продукции; услуг по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях; услуг по оформлению и исполнению договора подписки на периодические печатные издания налогообложение НДС производится по 10-процентной ставке, утрачивают силу с 1 января 2005 года, а не с 1 января 2003 года.
Федеральный закон от 31 декабря 2002 года N 196-ФЗ "О внесении изменения в статью 243 Налогового кодекса РФ" (опубликован в "РГ" 31 декабря (N 246)).
Изменения касаются статьи 243 "Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками - работодателями" главы 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса РФ. Так, в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета по единому социальному налогу превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу, а не с 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в котором произошло занижение.
Федеральный закон от 28 декабря 2002 года N 185-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон"О рынке ценных бумаг" и о внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (опубликован в "РГ" и вступил в силу 4 января 2003 года, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4 Закона).
Существенно дополнен понятийный аппарат Закона "О рынке ценных бумаг", предметом регулирования которого признаны отношения, возникающие как при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, так и при обращении иных ценных бумаг. Изменены нормы, касающиеся клиринговой, брокерской деятельности, а также деятельности по управлению ценными бумагами, деятельности организатора торговли на фондовом рынке. Установлены требования к должностным лицам участников рынка ценных бумаг, по допуску ценных бумаг к торгам, а также к деятельности фондовой биржи и к участникам торгов. Так, функции единоличного исполнительного органа профучастника рынка ценных бумаг не могут осуществлять лица, имеющие судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против госвласти. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (то есть ФКЦБ России) обязан обеспечивать конфиденциальность предоставленной ему информации, в случае обнаружения фактов о манипулировании ценами проводить проверку, привлекать виновного к ответственности и/или приостанавливать (аннулировать) лицензию профучастника рынка. Решение об аннулировании лицензии вступает в силу через 15 дней с момента его получения профучастником.
В Законе прописана процедура выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и их государственной регистрации. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг, а также проспекта ценных бумаг обязательно должно содержать определенную информацию. Предусмотрена ответственность лиц, подписавших проспект ценных бумаг. Ряд изменений касается эмиссии опционов эмитента, размещения и обращения ценных бумаг иностранных эмитентов, эмиссии и обращения облигаций. Определены условия, при соблюдении которых федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг разрешает обращение ценных бумаг российских эмитентов за пределами РФ.
Согласно дополнению в Закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческое партнерство может быть преобразовано в общественную организацию (объединение), фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество в случаях и порядке, установленных федеральным законом.
Федеральный закон от 31 декабря 2002 года N 192-ФЗ "О внесении дополнений в статью 5 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (опубликован в "РГ" и вступил в силу 31 декабря 2002 года).
Дополнена статья 5 "Счета резидентов в иностранной валюте". Согласно обновленному Закону валютная выручка в сумме, необходимой для исполнения обязательств резидентов по кредитным соглашениям с организациями - нерезидентами, являющимися агентами правительств государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития, может зачисляться резидентами, получившими соответствующее разрешение Банка России, на счета резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации.
При этом резиденты освобождаются от обязательной продажи валютной выручки в пределах суммы, необходимой для исполнения обязательств резидентов по указанным кредитным соглашениям.
Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (опубликован в "РГ" 31 декабря 2002 года, вступает в силу с 1 июля 2003 года).
Закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Действие Закона не распространяется на образовательные, бухгалтерские стандарты, правила аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг. Техническое регулирование должно основываться на применении единых требований к продукции, процессам производства; независимости органов по аккредитации; недопустимости ограничения конкуренции при проведении аккредитации и сертификации. В документе подробно прописаны: порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента; цели и принципы стандартизации; правила разработки и утверждения национальных стандартов; порядок прохождения сертификации и государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов.
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2002 года N 938 "О списании реструктурированной задолженности кредитных организаций перед федеральным бюджетом по пеням и штрафам" (готовится к публикации в "РГ" и вступит в силу через 7 дней с момента официального опубликования).
С кредитных организаций, которые заключили мировое соглашение в соответствии с Федеральным законом от 8 июля 1999 года N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" (при условии полного и своевременного внесения текущих налоговых платежей, досрочном погашении в течение двух или четырех лет после заключения мирового соглашения соответственно половины или полной суммы реструктурированной задолженности кредитных организаций как самостоятельных налогоплательщиков, а также задолженности кредитных организаций по уплате в федеральный бюджет сумм налогов и сборов их клиентов), налоговыми органами с момента погашения этой задолженности будет списана соответственно половина или полная сумма задолженности кредитных организаций перед федеральным бюджетом по пеням и штрафам в соответствии с правилами, утверждаемыми МНС РФ.
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2002 года N 941 "О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу" (опубликовано в "РГ" 9 января 2003 года, вступит в силу 16 января 2003 года).
Если иностранец или лицо без гражданства, временно пребывающие на российской территории, намерены устроиться здесь на работу или заняться бизнесом в качестве индивидуального предпринимателя, то они обязаны получать соответствующее разрешение. Чтобы получить разрешение на работу, в территориальный орган внутренних дел с заявлением должен обратиться работодатель, заказчик услуг или иностранец, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Вместе с заявлением необходимо представить ряд документов. В теруправлении внутренних дел проверят все сведения, указанные в заявлении. Срок рассмотрения заявления не должен превышать 30 рабочих дней со дня его подачи. Бланк разрешения имеет многоуровневую защиту от подделок и выполнен в виде пластиковой карты.