Источник: ''Российская газета''Татьяна Афанасьева
Административная реформа, о которой Владимир Путин заявил два года назад в своем ежегодном послании, похоже, начинает набирать обороты. Недавно Президент утвердил план административной реформы, который был предложен кабинетом министров. Предполагается, что после очередных выборов, которые пройдут в 2004 году, система федеральных органов исполнительной власти будет полностью изменена. Часть министерств окажутся попросту ненужными, другие же вследствие реформирования полностью поменяют "свой облик".
Первый этап административной реформы уже можно видеть на практике. На сегодняшний день созданы условия для упрочения федерализма. В частности, укрупнились структуры президентской вертикали и перекроились административные границы. Полпреды, как этого опасались регионалы, не оттеснили местных руководителей. Их основной функцией стало наблюдение за исполнением федеральных законов на местах, и вмешиваются они в какие-то ситуации только тогда, когда эти законы откровенно попираются на местах. Так что здесь дублирование функций исключено. И региональная власть с появлением института не полпредов отнюдь не ослабла.
Нынешний же этап административной реформы предполагает изменение структур исполнительной власти, где конечная цель заключается в ориентации на клиента и творчество профессионально подготовленных государственных служащих.
Собственно говоря, главная функция любого бюрократического аппарата - предоставление качественных услуг населению в экономической, правовой, социально-культурной и других сферах. А уже эффективность власти определяют индикаторы качества этих услуг.
Итак, министерства и ведомства должны четко определить круг своих клиентов, чтобы качественно оказывать им свои услуги. Чиновникам старой школы, привыкшим прислушиваться к указаниям сверху, придется либо переучиваться, либо уходить в отставку. Специалистам же новой формации придется нести полную ответственность за удовлетворение запросов клиентов. При этом будет решаться и интеллектуальная задача, а не просто как это было раньше - производится какая-то бумага и передается из одного офиса в другой. Управленческий аппарат будет строиться в новом соотношении: один руководитель на 20 рядовых сотрудников.
Поменяется структура и функции самих министерств и ведомств. Реформа предполагает разделить функции исполнительной власти на три типа: правоустанавливающие, то есть нормативное регулирование, правоприменительные, которые будут осуществлять контроль и надзор, и функции по предоставлению госуслуг и управлению госимуществом. Подобную реорганизацию уже можно наблюдать: услуги Министерства путей сообщения в ближайшем будущем будет представлять ОАО "Российские железные дороги". Изменится, похоже, и структура Минфина России, за которым закрепляется правоустанавливающая функция, а контроль (КРУ Минфина) передается самостоятельному органу. Вполне вероятно, что Минфин не будет заниматься и долгами, так как весь прошлый год шла подготовка создания Агентства по управлению госдолгом.
Сама административная реформа в целом не является "ноу-хау" российских чиновников. В Европе после вступления в силу Шенгенского соглашения, объединившего ряд стран, и в США также проводились административные реформы. Например, Белый дом в Америке с 1993 года проводил тринадцатую по счету реформу. В ней были определены политические цели и практические задачи реорганизации государственного менеджмента. На существовавшее основание накладывалось новое содержание. И наиболее важным стало введение элементов коммерческого менеджмента в достаточно жесткую систему государственного управления, осуществлялась революция внутри федерального правительства. Другими словами, на Западе перенимался лучший опыт в обслуживании клиентов от бизнес-менеджеров. Как это будет у нас в России - покажет время.