Григорий Сергиенко: Новая схема взимания акцизов невыгодна нефтяным компаниям и вызывает недовольство губернаторов

Назад

Источник: ''Бюро правовой информации''

Ряд нефтяных компаний, не имеющих дочерних АЗС, не желают работать по новой схеме взимания акцизов на нефтепродукты с розничных торговцев топливом. Недовольны ей и губернаторы. Исполнительный директор Российского топливного союза (РТС) Григорий Сергиенко на пресс-конференции в среду заявил, что очередные изменения налогового законодательства в сфере уплаты акцизов на нефтепродукты неизбежны.

Напомним, что с 1 января 2003 года вступил в силу закон № 110-ФЗ с будничным названием "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса и некоторые другие акты законодательства РФ". Эти поправки ввели возвратно-зачетную схему взимания акцизов на бензин, суть которой в том, что акциз уплачивает не производитель - нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), а конечное звено реализации топлива - автозаправочные станции (АЗС). При этом оптовым посредникам акциз начисляется к уплате в момент получения товара, но они имеют право на вычет этого акциза при продаже топлива организации, имеющей "свидетельство на право торговли нефтепродуктами". Получая свидетельство, организация берет на себя обязательство платить акциз.

Практически сразу же после принятия поправок стало ясно, что они работать не будут. Тогда уже в декабре были приняты "поправки к поправкам" - закон № 191, подписанный президентом 31 декабря 2002 года. Этот документ несколько либерализовал условия выдачи свидетельств (ранее одним из основных требований при его получении было наличие в 100% собственности мощностей по производству, хранению либо отпуску нефтепродуктов. Теперь можно ограничиться 50%). Кроме того, он ввел реестр счетов-фактур, что упростило документооборот. Однако в декабрьских поправках не удалось сделать главного - избавиться от возвратно-зачетной схемы взимания акцизов и разрешить выдачу свидетельств на право торговли нефтепродуктами арендаторам имущества, хотя, например, в Москве, по данным Сергиенко, две трети АЗС являются именно арендаторами, а не собственниками.

Интересно, что, по словам главы РТС, именно крупные нефтяные компании инициировали принятие поправок к Налоговому кодексу, чем отчасти объясняется их столь скоростное принятие Думой. При старой системе НПЗ были вынуждены замораживать часть своих средств, чтобы выплачивать акцизы государству. Теперь они от этой необходимости избавлены. Новая система привлекала российских нефтяных гигантов и тем, что позволяет расширить контроль за розничными продажами путем вытеснения из этого сегмента независимых агентов. Ведь планировать бизнес нефтяникам легче, когда есть гарантированный спрос, а до тех пор, пока, например, 60% АЗС в Москве остаются независимыми и сохраняют за собой возможность менять поставщиков, о гарантированном спросе речь идти не может.

После того, как новая схема, наконец, на законных основаниях вступила в силу, выяснилось, что свои основные задачи - перераспределения акцизов по территории страны и компенсации региональным бюджетам отмененных платежей в Дорожный фонд - она решить не может. В частности, запланированный уровень поступлений от уплаты акцизов в бюджет Москвы по новой схеме составляет 5,5 млрд рублей, однако реально они будут ниже - около 4 млрд, поскольку новое законодательство не только позволяет не платить акциз операторам, не имеющим свидетельств, но и не дает им возможности платить (в этом случае акциз закладывается в цену поставляемого на АЗС топлива, то есть взимается с производителей или посредников).

Между тем местные администрации вступили в отчаянную борьбу за акцизы от реализации нефтепродуктов. Особенно обрадовались те регионы, где отсутствуют НПЗ. Если ранее они практически ничего не получали от акцизов, то теперь региональным бюджетам "светят" 60% собранной суммы. Инструментом в борьбе стало получение свидетельств со стороны операторов рынка. По словам Сергиенко, администрации регионов используют все возможные средства - вплоть до "административных ресурсов", чтобы АЗС получали свидетельства на право торговли нефтепродуктами и становились плательщиками акцизов.

Нефтяные же компании теперь склоняются к тому, чтобы работать по старой схеме взимания акцизов, когда их плательщиком являлся завод-производитель. На вопрос корреспондента БПИ о том, почему они так изменили свою позицию, исполнительный директор Российского топливного союза ответил, что нефтяникам просто невыгодно работать по-новому. Ведь у них нет никаких гарантий, что покупатель "не кинет" их, не успев вовремя получить в своем налогом органе отметку на счете-фактуре об уплате акциза и затем в срок выслать документы заводу. А без этого акциз все равно будет взят с производителя. Оказалось, что заморозить средства на своем счете и самим оплатить акциз легче, чем работать по новой, хитроумно-изощренной схеме.

В результате развиваются ситуации, аналогичные конфликту в Воронежской области, где основным поставщиком топлива является НК "Юкос". Компания заявила, что будет сама выплачивать акцизы и отказалась работать с АЗС, получившими свидетельства. Администрация области, заинтересованная в получении акцизных платежей, заключила договор с "Сибнефтью", которая согласилась работать с АЗС, имеющими свидетельства, и поставлять бензин в Воронеж. Владельцы АЗС, тем не менее, договорились с башкирскими заводами и работают по старой схеме.

Похожая ситуация складывается и в других регионах страны. Сергиенко сообщил, что в Москве выдано 60 свидетельств операторам. Их получают те АЗС, которые принадлежат крупным нефтяным компаниям, например, "Лукойлу" и Московской нефтяной компании. Остальные "заправки" брать свидетельства отказываются. По словам Сергиенко, ситуация с собираемостью акцизов полностью прояснится только после 10 февраля, когда будут произведены первые платежи по новой схеме. Однако уже сейчас он прогнозирует внесение очередных поправок в налоговое законодательство.

Оригинальная версия статьи