Даже сегодня, когда социализм умер, казалось бы, навсегда, выяснилось, что Россия способна на шаг во имя принципов, который ударит по её кошельку. Правда, побудили её на ответ последовательные действия «партнёров». Русские самолёты, более десятка лет перевозившие львиную долю тяжелой техники, прочий скарб НАТО, больше не будут транспортником альянса, который может столкнуться с проблемами перевозок. Не заставила себя ждать реакция Украины, поспешившей предоставив организации своей мечты ещё работающие «Русланы» и чудом не проданную и всё ещё стоящую на крыле «Мрию» — наследие советских времён.
Мощные транспортники — немалые расходы, как на их «строительство», так и на сервис. Потому в НАТО решили не вкладываться в эту отрасль, тем более, что авиапарка двух не слишком богатых и на многое согласных стран постсоветского пространства, — Эрефии и Незалэжной, — хватало на переброску североатлантической техники и клади в то место, куда было решено принести демократию. Для того, чтобы сподручней было доставлять толерантность в Среднюю Азию, — ну, или бежать оттуда, если ценности не принимали аборигены, — «партнёры» уговорили Путина, ещё надеявшегося на то, что договориться удастся, предоставить им в Ульяновске авиабазу, — как утверждали ура-патриоты, на самом же деле, — транзитный пункт. Брюссель мечтал придать ему статус тыловой точки базирования своих вооружённых сил, но договорится даже о работе в «Ульяновске-Восточном», — первое соглашение о сотрудничестве принесло в казну немало денег, а также создало там рабочие места, — военным специалистам Альянса не удалось.
А в 2015-м, когда отношения между сторонами окончательно охладели, станция транзита была закрыта. Руководство теперь уже явных оппонентов сделало красивый ход в информационной войне, объявив, что оно опасается, что использование рычага перевозок даст Кремлю пружину влияния, сравнивая её с зависимостью европейцев от русского газа. Теперь Москва отказывается и от фрахта европейских и американских танков.
Насколько чувствителен этот шаг? ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Немецкая пресса пытается оценить, по силам ли Бундесверу с союзниками как-то решить возникшую вдруг проблему после того, как авиагруппа «Волга-Днепр» вдруг отказалась продлевать соглашение. Является ли это тем самым асимметричным ответом русских на санкции? Пусть об этом болит голова в атлантических столицах. Компания, — едва ли не единственный в мире перевозчик негабаритных грузов, — была основана в 1990-м. Своё название она получила, так как комплектовалась изделиями предприятий «Антонов», ещё не ликвидированном на Украине, и нашим. Это произошло в 2016-м. ☆★ Похоже, закрытие заводов стало ещё одним гвоздём в гроб высокотехнологической промышленности сопредельной державы.
Самостийных денег на такие глупости, как воплощение в жизнь задумок оставшихся со времён СССР прикладных учёных не хватало: что может украсть и продать предприимчивый украинец на авиазаводе? Было принято соломоново решение: продаться Китаю со всеми потрохами. Товарищи из Поднебесной, которые могут блестяще воспроизвести всё что угодно, а вот с креативом там не очень, не побрезговали таким сотрудничеством: его условием стала передача всех проектных разработок, вплоть до пожелтевших чертежей и расчётов на перфокартах. До этого КНР вывезла почти все мозги с «Ана». Заполучить транспортник-тяжеловес — мечта многих стран. Россия не может воплотить в жизнь ИЛ-214, на Западе, похоже вообще от таких замыслов отказались. Если, конечно, Маск не создаст ковёр-вертолёт на гиперлупе.
Таким образом, украинцы хотят помочь НАТО китайской собственностью, но воплотить свою мечту (так переводится название «Мрия») не удалось. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Два года недостроенная вторая, все двигатели к ним, документация — собственность Аэрокосмического концерна Поднебесной. В планах — построить Ан-225 в Пекине в 2019-м. Удастся ли? Пока тяжёлый авиатранспорт с максимальным взлётным весом в 600 тонн, задуманный ещё в 1960-х, уникален. То есть, действительно, существует в единственном числе. Повторить построенный в 1988-м, выведший на орбиту легендарный «Буран» не удалось никому. Даже приблизиться к искомым параметрам. ☆★ Столь дорогостоящий проект могли позволить себе США, СССР, сегодняшний КНР.
Союз приступил к воплощению в жизнь и второго суперкарго, но все работы были свёрнуты на рубеже 1980-90-х — не до воздушных замков, кто-то выживал, кто-то — воровал. Недостроенный лайнер остался на территории бывшей УССР, которая поначалу попыталась достроить его. Сначала сумма на это равнялась $19,2 млн. К 2005-му поднялась до 56,4 миллиона «вечнозелёных». Позже называлась сумма уже в $100 млн. В 2011-м Минобороны РФ выразило готовность заплатить соседям за полностью готовый транспортник, но тут, к счастью, Сердюков до твёрдого заказа дела не довёл. Иначе бы…
Сейчас, после отказа РФ работать с Альянсом «небратья» почтительно готовы подставить ему… плечо, любую другую часть тела на усмотрение старших братьев для выполнения стратегических авиационных перевозок. Заодно подобострастно ещё раз напомнить о твердокаменных гарантиях Киева: выполнить любую прихоть босса. Только вот весь самостийный транспортный (имеются в виду многотонные фрахты) авиафлот составляет 9 бортов, у предприятия «Волга-Днепр» только доработанных Ан-124-100 дюжина, а также пятёрка модернизированных Ил-76-ТД-90ВД, не считая грузовых «Боингов».
Возобновить производство можно, но это нерентабельно: в Ульяновске просчитали, что запускать «конвейер» имеет смысл при пакете не менее чем на 30 твёрдых заказов. Конечно, и перевозчику держать парк воздушных грузовиков накладно, тем более, когда один из клиентов был вычеркнут из списков обслуживания. Наше авиапредприятие пока держится, в сопредельном государстве тоже не сдались, но… серьёзную модернизацию Ан-124 способны осуществить лишь на Волге, в российском «Авиастаре-СП». В Киеве пытаются что-то залатать, только вот воздушно-грузовое судно состоит из более чем двух с половиной тысяч комплектующих, но там производится 4% из общей номенклатуры запчастей, в России — 92%.
Проиграв экономическую войну, украинцы попытались объявить конкурентам с востока патентную. Было решено наложить вето на вылет «Русланов» из России, если ульяновское предприятие… откажется от цэеуропейского сервиса. Однако, дальше сотрясений воздуха дело не пошло: продавать огрызки Советского Союза — дело, конечно, выгодное, но хлопотное. На рынке военной логистики образовалась заметная брешь. А ведь можно сделать ещё пару шагов: наложить запрет на любой пролёт натовских грузов над территорией РФ — пускай летают вокруг и подзаряжаются на базах ПРО вокруг наших границ. Несколько странно: пользоваться транспортными услугами и воздушным пространством противника-ревизиониста.