Оформление рекламной раздачи товаров

Назад

Источник: Журнал ''Налоговый вестник''О.В. Осауленко, советник налоговой службы III ранга

Бесплатную рекламную раздачу товаров можно условно подразделить на два вида:

  • бесплатная раздача продукции собственного производства в рекламных целях;
  • бесплатная раздача приобретенных (изготовленных) призов победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний.

Несмотря на отсутствие буквального трактования такой экономической категории, как бесплатная раздача товаров в рекламных целях, в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ) содержится достаточное количество норм, позволяющих охарактеризовать данную операцию.

Рассмотрим оформление расходов на проведение рекламной акции:

  • вариант 1 - как расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором - четвертом п. 4 ст. 264 НК РФ;
  • вариант 2 - как расходы на приобретение (изготовление) призов победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний.

Если организация решила провести рекламную кампанию с бесплатной раздачей собственной продукции (вариант 1), она должна учесть следующее:

1. В соответствии со ст. 252 НК РФ расходами организации признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

2. В ст. 264 НК РФ приведен перечень расходов налогоплательщика, связанных с производством и реализацией, которые относятся к прочим расходам.

Пунктом 4 ст. 264 НК РФ (за исключением последнего абзаца) предусмотрен перечень расходов на рекламу, которые связаны с производством и реализацией и относятся к прочим расходам. При условии, что вышеуказанные расходы обоснованы и документально подтверждены, они включаются в состав прочих расходов организации без каких-либо ограничений.

К таким расходам согласно нормам ст. 264 НК РФ относятся:

  • расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
  • расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
  • расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Все остальные расходы на рекламу могут быть включены организацией для целей налогообложения прибыли в состав прочих расходов в размере, не превышающем 1 % от выручки, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ;

3. Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Для того, чтобы проводимая акция имела четкие признаки, позволяющие обосновать ее рекламный характер и минимизировать возможность (и желание) контролирующих органов переквалифицировать данную акцию как безвозмездную передачу товаров (с соответствующими налоговыми последствиями), необходимо наличие следующих участников проводимого мероприятия:

  • рекламодателя - юридического или физического лица, являющегося источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы;
  • рекламораспространителя - юридического или физического лица, осуществляющего размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами;
  • потребителей рекламы - юридических или физических лиц, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие на них рекламы.

Таким образом, для включения затрат на проведение вышеуказанной рекламной акции в состав расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, необходимо и достаточно соответствие данного мероприятия положениям Федерального закона "О рекламе", а именно:

  • рекламодатель, в нашем случае юридическое лицо, - производитель распространяемой в рекламных целях продукции;
  • рекламораспространитель - лицо (юридическое или физическое), осуществляющее бесплатную раздачу товаров в рекламных целях и состоящее с рекламодателем в договорных отношениях (договор об оказании услуг по бесплатной раздаче указанного товара в рекламных целях, трудовой договор с физическим лицом - распространителем указанного товара в рекламных целях и т.п.);
  • потребители рекламы - неопределенный круг лиц, что предполагает осуществление данной акции никак не в рамках каких-либо презентаций или иных мероприятий с заранее известным кругом приглашенных лиц;
  • сама рекламная информация, то есть упаковка или место раздачи указанных товаров, должны содержать информацию о самом товаре, торговой марке, изготовителе, качественных характеристиках товара и т.п.

Если соблюдены вышеуказанные требования к форме самого мероприятия, остается учесть требования налогового законодательства, а именно:

  • документально подтвердить затраты, осуществленные налогоплательщиком, то есть оформить первичными документами согласно действующему законодательству каждый этап проводимого мероприятия (утвердить порядок проведения данной акции, назначить материально-ответственных лиц, определить стоимость отпускаемых для распространения в рекламных целях товаров, сопроводить движение товара необходимыми учетными и бухгалтерскими документами, оформить соответствующими актами итог рекламной кампании, документально оформить расходы по оплате труда распространителей или оплате услуг по раздаче товара в рекламных целях в случае заключенного договора на их оказание и т.п.);
  • обосновать экономическую целесообразность данных расходов (до проведения данной акции проанализировать возможные варианты рекламы на предмет возможной стоимости рекламных услуг, масштабности воздействия на аудиторию, предполагаемой эффективности и т.п.);
  • ограничить расходы по данной акции для целей налогообложения нормативом согласно п. 4 ст. 264 НК РФ.

Дополнительно следует учесть и то, что на основании п. 28 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы, не превышающие 2000 руб., полученные в виде выигрышей и призов, в ходе конкурсов, игр и других мероприятий с целью рекламы товаров.

Если организация решила провести рекламную кампанию в виде бесплатной раздачи приобретенных (изготовленных) призов победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний (вариант 2), то при ее оформлении необходимо учесть следующее.

Такое мероприятие, как розыгрыш призов во время проведения массовых рекламных кампаний, должно проходить в соответствии со ст. 1057 главы 57 ГК РФ, а именно: лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем. Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей. Публичный конкурс может быть открытым, то есть предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации.

Объявление о публичном конкурсе должно содержать, по крайней мере, условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.

Порядок документального оформления и налоговые последствия рекламной акции, сопровождаемой розыгрышем призов, аналогичен изложенному выше.

Таким образом, выбор формы рекламной акции по бесплатной раздаче товаров (как собственного производства, так и специально приобретенных организатором акции призов) по варианту 2 усложняет порядок учета для налогообложения вышеуказанной акции по сравнению с вариантом 1 лишь в части публикации условий конкурса, сопровождающего розыгрыш призов.

Оригинальная версия статьи