Источник: Журнал ''Налоговый вестник''О.В. Осауленко, советник налоговой службы III ранга
Бесплатную рекламную раздачу товаров можно условно подразделить на два вида:
Несмотря на отсутствие буквального трактования такой экономической категории, как бесплатная раздача товаров в рекламных целях, в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ) содержится достаточное количество норм, позволяющих охарактеризовать данную операцию.
Рассмотрим оформление расходов на проведение рекламной акции:
Если организация решила провести рекламную кампанию с бесплатной раздачей собственной продукции (вариант 1), она должна учесть следующее:
1. В соответствии со ст. 252 НК РФ расходами организации признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
2. В ст. 264 НК РФ приведен перечень расходов налогоплательщика, связанных с производством и реализацией, которые относятся к прочим расходам.
Пунктом 4 ст. 264 НК РФ (за исключением последнего абзаца) предусмотрен перечень расходов на рекламу, которые связаны с производством и реализацией и относятся к прочим расходам. При условии, что вышеуказанные расходы обоснованы и документально подтверждены, они включаются в состав прочих расходов организации без каких-либо ограничений.
К таким расходам согласно нормам ст. 264 НК РФ относятся:
Все остальные расходы на рекламу могут быть включены организацией для целей налогообложения прибыли в состав прочих расходов в размере, не превышающем 1 % от выручки, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ;
3. Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Для того, чтобы проводимая акция имела четкие признаки, позволяющие обосновать ее рекламный характер и минимизировать возможность (и желание) контролирующих органов переквалифицировать данную акцию как безвозмездную передачу товаров (с соответствующими налоговыми последствиями), необходимо наличие следующих участников проводимого мероприятия:
Таким образом, для включения затрат на проведение вышеуказанной рекламной акции в состав расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, необходимо и достаточно соответствие данного мероприятия положениям Федерального закона "О рекламе", а именно:
Если соблюдены вышеуказанные требования к форме самого мероприятия, остается учесть требования налогового законодательства, а именно:
Дополнительно следует учесть и то, что на основании п. 28 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы, не превышающие 2000 руб., полученные в виде выигрышей и призов, в ходе конкурсов, игр и других мероприятий с целью рекламы товаров.
Если организация решила провести рекламную кампанию в виде бесплатной раздачи приобретенных (изготовленных) призов победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний (вариант 2), то при ее оформлении необходимо учесть следующее.
Такое мероприятие, как розыгрыш призов во время проведения массовых рекламных кампаний, должно проходить в соответствии со ст. 1057 главы 57 ГК РФ, а именно: лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем. Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей. Публичный конкурс может быть открытым, то есть предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации.
Объявление о публичном конкурсе должно содержать, по крайней мере, условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.
Порядок документального оформления и налоговые последствия рекламной акции, сопровождаемой розыгрышем призов, аналогичен изложенному выше.
Таким образом, выбор формы рекламной акции по бесплатной раздаче товаров (как собственного производства, так и специально приобретенных организатором акции призов) по варианту 2 усложняет порядок учета для налогообложения вышеуказанной акции по сравнению с вариантом 1 лишь в части публикации условий конкурса, сопровождающего розыгрыш призов.