"Российская Газета"Ирина Колодина
В настоящее время МНС совместно с Банком России и Минфином подготовлен проект новой формы платежного документа для юридических лиц на перечисление налогов и сборов. Об этом сообщила заместитель руководителя Департамента учета и отчетности МНС Нина Козлова.
В новом формате платежного документа для заполнения наиболее важных кодовых значений показателей, определяющих вид и назначения платежа, введены специальные зоны, так называемые формализованные поля.
Внедрение нового формата платежного документа потребует внесения изменений и дополнений в нормативные документы Банка России, МНС и Минфина, а также доработки программных продуктов всех ведомств по приему и обработке платежных документов. Введение нового формата платежного документа планируется на I-II квартал 2003 года.
Что касается физических лиц, то, считают в МНС, обучить их правильному заполнению платежных документов фактически невозможно. Сейчас 50 процентов документов, заполненных гражданами, содержат ошибки. Потому принято решение, что налоговые органы самостоятельно будут оформлять платежные документы за физических лиц, распечатывать их на бумажном носителе и направлять их по почте каждому налогоплательщику.
Для решения проблем, связанных с платежами физических лиц, которые пока не могут быть включены в единую систему электронных платежей, МНС совместно со Сбербанком в настоящее время решается вопрос по внедрению штрихкодовой технологии при оформлении платежных документов физических лиц по форме N ПД (налог). В первоочередном порядке штрихкодовая технология будет внедряться на территории Москвы и Московской области, где зарегистрировано наибольшее количество налогоплательщиков - физических лиц с последующим распространением полученного опыта на территории других субъектов Российской Федерации. Начало эксперимента планируется на первое полугодие 2003 года. Использование штрихкодовой технологии также предполагает формирование платежных документов для налогоплательщиков - физических лиц самими налоговыми органами.
Необходимость подобных изменений вызвана большим объемом информации, который в последнее время приходится обрабатывать налоговым органам. Когда налоговые органы только создавались, каждой инспекции открывали счета, на которые налогоплательщики перечисляли налоги и сборы. Все платежные документы напрямую из банков попадали непосредственно в налоговые органы по месту учета налогоплательщиков. В то время было не очень много регулирующих налогов, то есть тех налогов, которые должны распределяться по уровням бюджета в соответствии с установленными бюджетным законодательством нормативами. А по тем налогам, которые все-таки распределялись между бюджетами, налоговые органы самостоятельно устанавливали либо отдельный порядок уплаты платежными документами в разные уровни бюджета, либо сами осуществляли распределение поступающих денежных средств и направляли их принадлежности. Не было и такого большого количества налогов, поэтому платежные документы, поступавшие на бумажных носителях в налоговые органы, обрабатывались в установленные сроки. Хотя и тогда, отметила Нина Козлова, были серьезные проблемы по приему и обработке платежей. Налоговая дисциплина еще была не свойственна налогоплательщикам. Кроме того, существовал порядок, согласно которому за несвоевременное предоставление платежных документов налогоплательщиков штрафовали, поэтому при наступлении установленного срока уплаты налогоплательщик просто оформлял платежку, зачастую неправильно. Впоследствии налоговым органам приходилось долго и нудно разбираться с налогоплательщиком, что же конкретно он хотел уплатить, какой налог в какой бюджет. Эти "разборки" ни к чему хорошему не приводили, потому часто деньги попадали не в те уровни бюджета. Поэтому задача правильного заполнения платежных документов стояла давно. Но особенно она обострилась, когда начали создаваться органы федерального казначейства.
Напомним, соответствующий указ был принят в 1992 году и начиная с этого периода органам казначейства начали передаваться счета по учету доходов бюджета и регулированию поступающих доходов. Процесс этот был длительным и завершился только в 1997 году. В 1998 году на систему расчетов через казначейство было переведено еще несколько субъектов. Предпоследней переходила Москва - самый большой регион, где новая система вызвала наибольшие трудности. Последними в начале 2000 года на новую систему перешли Татарстан и Башкортостан, с которыми были заключены межправительственные соглашения, позволяющие действовать в налоговой сфере самостоятельно.
Когда были созданы органы федерального казначейства, поток документов стал проходить через них, и только из казначейства сведения уже получали налоговые органы. Для налогоплательщиков это нововведение не имело принципиального значения, поскольку сами принципы учета в органах федерального казначейства соответствовали методикам, применяемым налоговыми органами. И появление этого дополнительного звена на пути прохождения платежных документов от налогоплательщиков до налоговых органов существенно не повлияло на время прохождения платежных документов, поскольку существовала очень четкая связь: отделение федерального казначейства на уровне района - районная налоговая инспекция, в которой налогоплательщик состоял на учете. Объем платежных документов, которые тогда обрабатывали вручную, колебался в допустимых пределах. Документы могли быть обработаны в установленный законодательством срок: три, четыре, пять дней.
Такая система существовала до принятия концепции функционирования единого счета федерального казначейства по учету доходов и средств федерального бюджета (ЕКС). Внедрение ЕКС предполагало централизацию поступающих платежей на уровне субъектов Российской Федерации и соответственно осуществление всех операций по доходным счетам непосредственно на уровне федерального казначейства. Для обеспечения работы налоговых органов и органов федерального казначейства в условиях функционирования ЕКС необходимо было решить задачу обработки больших объемов платежных документов. Что значит больших? Если в среднем в налоговой инспекции на учете состоит порядка 1,5-3 тысячи налогоплательщиков, которые в течение месяца уплачивают около 10 разных налогов (причем по некоторым налогам платежка не одна), так что получается
5-10 тысяч платежных документов только от юридических лиц. Причем в некоторые периоды, например в конце месяца, количество поступающих платежных документов возрастает, как раньше так и сейчас, в 10 раз.
В связи с этим МНС России совместно с Минфином и Банком России начиная с 2000 года, когда все регионы перешли на работу через систему федерального казначейства, проводятся мероприятия по совершенствованию порядка заполнения платежных документов, оформляемых налогоплательщиками - юридическими лицами при уплате налогов и сборов. Были утверждены правила, где конкретно расписано, как нужно заполнять платежные документы. В них было предусмотрено использование кодовых значений при заполнении платежных документов. Эти правила вначале оказались достаточно сложными для налогоплательщиков. После проведения соответствующей работы количество ошибок, совершаемых налогоплательщиками - юридическими лицами при заполнении платежных документов, было сведено к минимуму.
Но, по словам Н. Козловой, это только начало работы, проводимой МНС России, Минфином России, Банком России и Сбербанком России в части совершенствования системы прохождения платежных документов и внедрения новых технологий по их обработке. Работа по внедрению новых технологий в систему платежных документов будет проводиться в течение всего 2003 года.