Налоговики продолжают наступление на игорный бизнес

Назад

Источник: Бюро Правовой Информации

Последние дни уходящего года были ознаменованы подписанием ряда новых налоговых законов. Один из них - федеральный закон от 27 декабря 2002 г., добавивший в НК РФ новую главу 29 "Налог на игорный бизнес", а также внесший изменения в Федеральный закон "О налоге на игорный бизнес", которые будут действовать вплоть до введения в действие с 1 января 2004 года новой 29 главы. Об основных изменениях, связанных с новым порядком исчисления и уплаты этого налога рассказывается в статье юриста ООО "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Анны Крыгиной.

Президент России подписал 27 декабря Федеральный закон № 182-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". Этим законом НК РФ был дополнен новой главой 29 "Налог на игорный бизнес".

Говоря о нововведениях, привнесенных этой главой, особо следует отметить изменения, коснувшиеся ставок по налогу на игорный бизнес. Если ранее ставки налога были привязаны к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), то, начиная с 1 января 2004 г. размер ставок является фиксированным. Кроме того, установлены ограничения предельных размеров ставок по налогу. С 1 января 2004 г. ставки налога подлежат установлению законами субъектов Российской Федерации в следующих размерах:

  • за один игровой стол - от 25 000 до 125 000 руб.;
  • за один игровой автомат - от 1 500 до 7 500 руб.;
  • за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - от 25 000 до 125 000 руб.

Введение ограничения предельных размеров ставок связано с принятием Конституционным Судом РФ Определения от 9 апреля 2002 г. № 69-О, согласно которому отсутствие ограничения предельных размеров ставок налога на игорный бизнес было признано неконституционным. Согласно Определению, норма п.3 ст.5 Федерального закона "О налоге на игорный бизнес", предусматривающая, что конкретные единые размеры ставок для всех игорных заведений, находящихся на территориях субъектов РФ, превышающих минимальные размеры ставок налога, определяются законодательными (представительными) органами субъектов РФ, не подлежит применению с 1 января 2003 г., как противоречащая Конституции, если в указанное положение ранее этого срока не будут внесены изменения.

Данная позиция КС РФ обусловила внесение изменений в Федеральный закон "О налоге на игорный бизнес", действующий до вступления в силу главы 29 НК РФ. Пункт 2 статьи 5 Федерального закона "О налоге на игорный бизнес", устанавливающий минимальный размер ставок налога, был дополнен предложением следующего содержания: "При этом законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе увеличивать конкретные размеры минимальных ставок налога, но не более чем в пять раз". Как уже указывалось выше, это ограничение будет действовать до 1 января 2004 г.

Также хотелось бы обратить внимание налогоплательщиков на то, что, начиная с 1 января 2004 г., на налогоплательщика возложена обязанность представлять в налоговый орган по месту его учета в качестве налогоплательщика налоговую декларацию. В настоящее время и до 1 января 2004 г. продолжает действовать норма п.2 ст.5 Федерального закона "О налоге на игорный бизнес", согласно которой налогоплательщик обязан предоставлять расчет сумм налога за истекший налоговый период в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения. До этого же времени продолжает действовать форма расчета, установленная Приложением № 3 к Инструкции Госналогслужбы РФ от 28 августа 1998 г. № 50 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на игорный бизнес".

Необходимо также обратить внимание налогоплательщика, что до 1 января 2004 г. продолжает действовать норма п.2 ст.4 Федерального закона "О налоге на игорный бизнес", предусматривающая обязанность налогоплательщика зарегистрировать в органах МНС РФ общее количество объектов налогообложения каждого вида объектов игорного бизнеса по месту нахождения указанных объектов. Начиная с 1 января 2004 г. вступает в силу положение, согласно которому налогоплательщик обязан поставить на учет в налоговом органе по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика каждый объект налогообложения, то есть игровой стол, игровой автомат, кассу тотализатора, кассу букмекерской конторы.

Каким образом будут применяться приведенные выше новые положения законодательства о налоге на игорный бизнес, покажет практика.

Оригинальная версия статьи