В необозримых просторах Центральной Азии и в мёрзлой сибирской тайге пересекаются, но не сталкиваются сферы интересов Руси и Поднебесной, и, похоже, закладывается фундамент строения нового миропорядка, полюса влияния, антагонистического исключительно-национальной конструкции, готового к противостоянию. На колоссальной территории постепенно крепнет содружество соседей, формируется евразийский оплот. Геополитический, промышленный, военный. Прокладывается «Шёлковый путь» по суше и Арктике, создан китайско-российский лайнер, призванный в будущем составить конкуренцию «Боингу» и «Эрбасу».
Соседи, сближающиеся благодаря усилиям США, — эх, невнимательно слушали заокеанские элиты дедушку Бжезинского, предостерегавшего от отталкивания Китая, который неминуемо окажется в альянсе с Россией, — готовы использовать свои географические плюсы, всё увеличивающееся число совместных интересов, укрепляют ось противостояния управляемым Вашингтоном Западу и восточноазиатской фаланге. Американская ставка на геополитическую стратегию равноудаления не сыграла.
Вообще-то, несколько удивляет не выветрившееся с 1990-х слепое следование стереотипам, навязываемым из-за океана: фильмы как образ жизни, гаджеты как элемент престижности, мыслители как никогда не ошибающиеся пророки. Понятно, что глобальное информационное поле — за американцами, но как-то они неосторожно пользовались плодами своей победы, и, по крайней мере, две страны — зато какие! — оказались вне их влияния. Так, может быть, пора СМИ, считающимися нашими, перестать обожествлять США и их мнения по любому поводу, а другим медиа — демонизировать.
Ещё в конце 2016-го тот же Бжезинский писал, что при выстраивании американо-китайских отношений, на Россию, не являющуюся игроком мирового класса, которой надо освободиться от великодержавных амбиций, можно не обращать прежнего внимания. Москва, на его взгляд, не может, в сравнении с Вашингтоном, предложить что-то Пекину. Естественно, столь высокого полёта мыслей над Россией не наблюдается, и с настоятельными советами она не лезет. Но что значат добрососедские отношения, перерастающие в нечто большее, ресурсы, наконец, рядом с возвышенными американскими идеями?
Правда, не все в Штатах считают, что концепциями едиными… ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Базирующийся в Вашингтоне Всемирный банк выделил на инфраструктурные проекты «Шёлкового пути-2.0» $8 млрд. для развития стратегий стран экономического пояса. В выставке морского Шёлкового Пути участвовали под две тысячи предприятий из 56-ти государств. Судя по всему, и в Штатах что-то поняли и, чтобы не остаться на бобах, решили не только поговорить о проекте на высшем уровне, но и инвестировать в него. ☆★ Как-то это непоследовательно: отказ не только от рекомендаций геополитика, но и от предвыборной программы президента на обуздание Поднебесной.
Оказавшись единственной сверхдержавой на неоспоримых высотах, с развалом СССР, с Китаем в фазе роста, США с шестёркой доминировали в глобальной индустрии, — объём производства — 60%, а ведь к 1960-му только Штаты имели 40%, сейчас, несмотря всю сервисность и надутость западных экономик, — меньше четверти, — тоже и в торговле. Доминирование Запада обвило кольцом (Анаконды) евразийский континент, полностью контролировало океаны. А отдалённые части Евразии для «держав моря» являли собой белые пятна, поражённые коррупцией и отсталостью.
Захват Восточной Европы, включение стран региона в цивилизованные организации и глобальную торговлю помог поднять благосостояние «государств ядра». Но ненадолго. Российско-китайские связи стали выстраиваться по оси общих интересов как рынки товаров/сырья и военно-космических технологий, как полезные для обоих партнёров. Ведь две великие державы остались вне установившегося миропорядка. С политическим возрождением России, астрономическим взлётом Китая к экономическому зениту, это единение начало модифицироваться во всеохватывающую стратегию, направленную на изменение баланса глобального влияния.
Сотрудничество стран высвобождало огромные ресурсы, которые в противном случае были бы израсходованы на охрану, позволив оказывать силовое влияние на прибрежные области, территорию, контролируемую глобальным Западом. Со временем Поднебесная стала мощной, стремительно растущей, а порой и передовой экономикой, Россия возродилась как политическая, — возглавившая глобальное движение националистов, — информационная, — наступление по всем фронтам на демократию, — и даже хакерская сила, выбирающая президентов всюду. При этом, на фоне внутренних экономических и политических сложностей Штаты всё больше замыкались в себе, начав разрушение западного консенсуса.
Ну, а в промежутках между аннексией Крыма, запугиванием балтополяков до дрожи в коленках, изгнания Британии из Евросоюза, внесением Трампа в Овальный кабинет, Путин находил время и на внутренние дела, исподволь укрепляя разрушенную предшественниками финансово-хозяйственную систему страны. А на востоке товарищ Си начал программу «Одного Пояса — Одного Пути» с решимостью использовать инвестиции и экономическую интеграцию с партнёром для провозглашения нового мирового порядка.
Москва вошла в проект не с голыми руками, её козыри — не только сырьё и территории. Хотя и эти преимущества использовать не грех. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Одна из веток «Шёлкового Пути» — по Арктике, где РФ, к счастью, не успела растерять все технологии. Этот проект даст региону новую жизнь. Россия и Китай расширяют сотрудничество в космосе. И разговор идёт не просто о новой научной программе до 2022-го, но и о её коммерциализации. На рыночные рельсы переходит и взаимодействие в авиационной отрасли. Технологии партнёров уже почти на равных, а вот по ёмкости внутреннего рынка России до Китая далеко. ☆★ Захватывать мировые торговые площадки компаньоны, видимо, будут позже, после насыщения собственных и демонстрации миру товара лицом.
Пока трудно сказать, удастся ли создателям воплотить в реальность своё намерение: не просто достойно конкурировать с «Боингом» и «Эрбасом», но и превзойти соперников. В создание нескольких модификаций совместного CR929 стороны вложат около $20 млрд. Возможно, основным поставщиком компонентов и систем для лайнеров станет холдинг «Технодинамика», входящий в «Ростех». Конструкторы надеются, что именно они получат заказ на разработку систем шасси, электроснабжения, кондиционирования, пожарозащиты, кислородного оборудования.
Проект «Одного Пояса» под руководством Китая при всесторонней поддержке России, вышел в небо. Хочется верить, что он станет тем камешком, который сместит центр глобального влияния в Евразию. Но для этого лишь идей и товаров мало: в мире должно вырасти благосостояние, — и опять надежды на инвестиции КНР в нищие пока районы Африки и Азии, — тогда потенциал партнёров найдёт покупателя.
P.S. Говорят, что первой страной, куда прилетает Дед Мороз, уже много лет становится Китай, ведь нужно загрузить мешки с подарками. Будем надеяться, что для транспортировки подарков он будет использовать российский лайнер.