Инновации от Сбербанка, или Как психометрией кредитоспособность проверить

Назад

С начала следующего года все граждане РФ окажутся в электронном концлагере, возводимом Сбербанком. «Тюремщиками» взяты на вооружение разработки по психометрии клиентов, после чего выхода из узилища не будет. Среди мнений об инновации главного финансового посредника страны есть и подобные. На самом деле, работники учреждения планируют лишь введение системы оценок кредитоспособности заёмщиков через соцсети, то есть, немного ознакомиться с настроениями и приоритетами людей, планирующих взять у него в долг. Но только ли простой сетевой мониторинг позволит им разоблачить возможного неплательщика?

Трудно сказать, насколько глубоко руководство «Сбера» верит в реальную способность якобы отработанной практики, умело раскрученной экспертами из пресловутой компании «Кембридж Аналитика», будто бы позволяющей воздействовать на мнение, используя исследования специально обученных психологов предпочтений пользователей социальных сетей. Возможно, просто перед зданием банка «поставлено пугало», чтобы предупредить потенциального заёмщика, что отказано может быть любому. Об инновационном методе многие слышали, но понимают (или делают умный вид), как работает психокомпьютерный разбор полётов, единицы.

Как бы то ни было… ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Официальными лицами Сбербанка объявлено, что с 2018-го вводятся критерии аттестации кредитоспособности потенциального заёмщика по психометрическим моделям. Каково же влияние двухфакторной теории интеллекта, разработанной в начале прошлого века, на наличие работы у клиента, его надёжность и порядочность? Ответ вице-президента банка прост: если вы в «Одноклассниках», например, дали понять, что вам по нраву шлягер «Владимирский централ», то кредит вам навряд ли одобрят. ☆★ Дискриминация за музыкальные вкусы? А по цвету штанов, колокольчику в носу?

Далее вице-президент учреждения Ведяхин поделился информацией о безграничных возможностях в психометрии, во всеохватывающем интернет-скоринге клиентов. Кстати, есть и добровольцы, согласившиеся попасть под «рентгеновское излучение», — то есть, изучение, — экспертов-сердцеведов. Значит, взглянут они на чью-то страницу в «контактике», и откроется им свыше таинство его кредитоспособности. Впрочем, есть и другое, более земное объяснение озарений банкиров: в марте они за ₽550 миллионов купили у «Мэйла» пользовательские данные принадлежащих тому «ВКонтакте» и «Одноклассников».

Вывод прост: ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Если сделка по закупке данных о клиентах с Мэйл.ру прошла через официальный портал госзакупок, то видимо, ничего криминального власти в ней не нашли. Специалисты отмечают: покупка справочно-информационных услуг «Сбербанка» сопровождается пустой закупочной документацией, совершается на безальтернативной основе. Ранее главный финансовый дилер страны запустил совместно с «Объединённым кредитным бюро», — утверждают, что купив на корню ОКБ, — сервис «Кредитная история». ☆★ Вот так сетевые «физиономисты», одним намётанным взглядом оценивающие надёжность клиента, и будут работать.

Наверное, кто-то мог бы быть не согласен с тем, что главное государственное депозитное учреждение скупает его персональные данные. Но, видимо, сделки корпорациями оформляются так, что юридически подкопаться под них невозможно, то есть, они абсолютно законны. Безусловно, конспирологи могут обвинить государство (и любое, надо отметить, а не только РФ) в том, что оно суёт нос во все их дела. Но с другой стороны это — просто закупка справочных услуг одной корпорации у другой.

Потом, глупо было бы ожидать, что если бы на Лубянке понадобились данные обо всех без исключения людях, пользующихся виртуальными коммуникациями, то спецслужбы оперировали бы через «Сбербанк». Однако страдающих шпиономанией не убедит, что деятельность ФСБ в Сети регламентирована. Безусловно, законодатели просто не могут успеть за всеми вызовами, чтобы регулировать работу правоохранителей: то новый коммуникатор появится, то инновационная система шифрования.

А бывает, что и просто какие-то прыщавые балбесы, мучающиеся от безделья, решают помочь «гнать волну» телефонным террористам, обещавшим взорвать все публичные объекты на территории РФ. Дел у спецслужб немало, причём, реальных. И вряд ли стоит ожидать, что на Лубянке отслеживают активность всех пользователей медийных платформ для коммуникаций. Аудитория одного ВК — около ста миллионов. Прикиньте, сколько «слуг кровавого режима» нужно, чтобы следить за ними?

Но если ФСБ не справляется, наверное, им должен помочь «Сбербанк», видимо, два монстра просветят всех сетевыми «рентгеновскими лучами», взяв в клещи: со стороны кредитоспособности и лояльности властям. Поражённых вирусом теории заговоров, видимо, попытка подключения здравого смысла, например, об издержках подобной тотальной слежки, не излечит. Безусловно, если чья-то персона действительно заинтересует сильных мира сего, то шансы скрыть что-то существенно уменьшаются. Но банкиры уверяют, что будут оценивать претендента на кредит лишь при помощи его лайков.

Всё же, сомнительно, что можно реально предсказать способность выплатить заём, отследив действия в социальных сетях. Создаётся впечатление, что это — дымовая завеса. Реальные исследования, куда для анализа включаются профили десятков миллионов пользователей услуг онлайн-банкинга, куда сложней. Там используются методы машинного обучения, разрабатываются математические алгоритмы, позволяющие, не проводя анкетирования/очного интервью, предсказать признаки, которые составляют психотип сетевых пользователей.

И всё это — для приблизительного разделения на категории по выбору и потреблению финансовых услуг, где только предсказывается величина, которую данный пользователь способен взять в долг. Объём презентации работы, — 23 страницы, — вызывает куда больше доверия, чем коротенькая речь руководства «Сбера» о том, что изучив лайки пользователя, оно поймёт о нём всё. Вновь нас зачем-то убеждают, что данная конструкция помогла победить Трампу. Правда, почему-то не пришла на выручку консультировавшейся в его штабе Ле Пен.

Наверное, всем пользователем Сети и сетей надо смириться, что какая-то часть их активности может попасть на карандаш «кому надо», включая и банкиров. Но для этого надо сначала «засветиться». При этом, эксперты спецслужб утверждают, что без «первичной информации» любая автоматика, кибернетика, программное обеспечение бессильны, они работают лишь тогда, когда специалист знает, что искать. И миф о ключевых словах — сказка. Кому верить, размышлениям отставного генерал-майора ФСБ или паре фраз, брошенных вице-президентом банка, решайте сами.

Кстати, поговаривают, что социологическая служба ФСБ доложила, что российским спецслужбам известно: 98,6% разговоров и обсуждений в социальных сетях — абсолютно не интересны государству. А вот стоит ли быть убеждённым в честности рекламы «Банк доверяет вам», решайте сами: необходимо предъявить все документы и поручительства, и контракт, подписываемый привязанной ручкой.