"Маркетинговые" расходы

Назад

Источник: "Учет. Налоги. Право" № 40, 2002Неверов Г.Н., Савостьянова Н.А., аудиторы ООО "РТФ-Аудит"

Чтобы повысить объемы продаж или приобрести какое-либо имущество, предприятия прибегают к маркетинговым исследованиям. Расходы на них относятся в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль. А в случае приобретения основных средств включаются в их первоначальную стоимость.

Бухгалтерский учет

Порядок бухгалтерского учета расходов на маркетинговые исследования зависит от того, проводит ли организация их самостоятельно или заказывает сторонней организации.

Если предприятие осуществляет маркетинговые исследования своими силами, такие расходы учитываются по дебету счетов учета затрат (26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу") и кредиту счетов 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 10 "Материалы" и т. д. Если же организация заказывает их сторонней организации, расходы на маркетинг отражаются по дебету счетов учета затрат и кредиту счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Когда маркетинговые исследования носят долгосрочный характер, затраты на них учитываются как расходы будущих периодов (на счете 97 "Расходы будущих периодов"), а затем по мере использования результатов таких исследований в производственных целях списываются на себестоимость товаров (работ, услуг).

На практике может возникнуть и такая ситуация. Предприятие специально заказывает маркетинговые исследования, чтобы изучить рынок и приобрести основное средство или материалы. В этом случае "маркетинговые" расходы включаются в первоначальную стоимость имущества (п. 8 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", п. 6 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов").

Пример 1.

В октябре 2002 года ООО "Альфа" для приобретения токарного станка заказало ООО "Бета" проведение маркетинговых исследований. В этом же месяце стороны подписали акт о выполненных работах. Стоимость маркетинговых исследований составила - 6000 руб., в том числе НДС - 1000 руб. Также в октябре 2002 года был приобретен токарный станок за 24 000 руб., в том числе НДС - 4000 руб. Расходы на его доставку составили 360 руб., в том числе НДС - 60 руб. В этом же месяце станок был введен эксплуатацию.

Допустим, что маркетинговые услуги, а также расходы на приобретение и доставку станка полностью были оплачены в октябре.

В октябре 2002 года в бухгалтерском учете ООО "Альфа" должны быть сделаны следующие проводки:

Дебет 08 Кредит 60

- 5000 руб. (6000 -1000) - отражены расходы на проведение маркетинговых исследований, связанных с приобретением станка.

Дебет 19 Кредит 60

- 1000 руб. - учтен НДС по маркетинговым исследованиям;

Дебет 08 Кредит 60

- 20 000 руб. (24 000 - 4000) - отражены расходы по покупке станка;

Дебет 19 Кредит 60

- 4000 руб. - учтен НДС;

Дебет 08 Кредит 60

- 300 руб. - отражены расходы по доставке станка;

Дебет 19 Кредит 60

- 60 руб. - учтен НДС;

Дебет 60 Кредит 51

- 30360 руб. (24000 + 6000 + 360) - оплачены станок, его доставка, а также маркетинговые услуги;

Дебет 01 Кредит 08

- 25300 руб. (20 000 + 5000 + 300) - введен станок в эксплуатацию;

Дебет 68 Кредит 19

- 5060 руб. (4000 + 1000 + 60) - принят к вычету НДС.

Налоговый учет

В общем случае затраты на маркетинговые исследования в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, уменьшают налогооблагаемую прибыль организации (подп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ). Они относятся к косвенным расходам и списываются в уменьшение налоговой базы единовременно в том отчетном (налоговом) периоде, в котором имели место (п. 1 и 2 ст. 318 НК РФ).

Однако не всегда "маркетинговые" расходы можно включать в уменьшение налогооблагаемой прибыли сразу. Речь идет о ситуациях, когда предприятие приобретает основные средства.

Дело в том, что пункт 5 статьи 270 НК РФ запрещает единовременно учитывать при определении налоговой базы какие-либо расходы, связанные с приобретением и (или) созданием основных средств. Такие расходы включаются в их первоначальную стоимость и принимаются для целей налогообложения постепенно через амортизационные отчисления (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Пример 2.

Воспользуемся условием примера № 1. Токарный станок относится к 7 амортизационной группе, в которую входит имущество со сроком полезного использования свыше 15 и до 20 лет включительно. Предположим, что организация установила минимально возможный срок полезного использования станка - 181 месяц (15 лет х 12 мес. + 1 мес.).

Тогда в октябре 2002 года в налоговом учете будет отражена первоначальная стоимость станка в размере 25 300 руб. (20 000 + 5000 + 300). Начиная с ноября ежемесячно по нему будет начисляться амортизация в размере 140 руб. (25 300 : 181 мес.).

В заключении обратим внимание, что для целей налогообложения принимаются только экономически оправданные и документально подтвержденные затраты (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Поэтому, чтобы учесть "маркетинговые" расходы при исчислении налога на прибыль, проводимые исследования должны быть непосредственно связаны с производственной деятельностью предприятия. Кроме того, соответствующим образом должны быть оформлены первичные документы.

На наш взгляд, чтобы свести к минимуму претензии со стороны налоговых органов, в договорах, технических заданиях, должностных инструкциях на проведение маркетинга целесообразно четко определить предмет исследования, а также круг решаемых вопросов. При этом результаты проведенных работ целесообразно оформить в виде отчетов, рекомендаций и научно-исследовательских разработок.