Российская промышленность — в преддверии революционных перемен

Назад

Похоже, жизнь заставляет отречься от преданий о всесилии невидимой руки рынка при непременном невмешательстве государства в дела бизнеса. Это всё чаще отмечают ранее внушавшие всем данную догму глобальные экономисты, привычным делом становится государственная поддержка различных отраслей. Причём, она касается не только стратегически важных сфер промышленности, таких как пищевая и авиастроительная, где планируется крупнейшая «объединительная» реформа, но и бывшего прежде в загоне легпрома. Русская одежда и обувь всё успешней продаётся за границей, и даже, что кажется фантастикой, — в Китае.

Да, не зря русские производители не слушали западных экономиксистов и наших проповедников их доктрин, сделавших много для процветания русской промышленности, постаравшись разукрупнить и приватизировать все промпредприятия. А то как было бы здорово: любой «самоделкин» в гаражной мастерской на городской окраине мог бы, проектируя и изготовляя, например, двигатели для танков, конкурировать с соседом, чтобы процветал российский оборонно-промышленный комплекс и авиационная промышленность.

Но, усомнившись, видимо, в своей патологической неэффективности, государство решило плотнее вмешаться в финансово-хозяйственную деятельность образующих его отраслей. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Специалисты считают, что консолидация ОАК, Объединённой авиастроительной компании с собственным гражданским дивизионом может дать очень мощный импульс отрасли. В структуру вольются «Гражданские самолёты Сухого», «Иркут». Впереди, как говорят биржевики, — «переход на единую акцию». Но цель — не только покорение глобальных торговых площадок, но и грамотное управление проектами в холдинге, отрасли в целом. ☆★ А за ними последуют и успешные размещения на фондовых рынках.

Сформирована отраслевая Объединённая компания была в феврале 2006-го. По словам первого зампреда думского промышленного комитета Владимира Гутенёва, основной особенностью корпорации стала нацеленность на создание коммерческой авиатехники. Это отличает подход от советской модели развития отрасли. Но, после провала 1990-х, задачу выхода на передовые позиции сразу решить не удалось из-за технологического отставания и инерционности рынка. Однако объём производимой продукции рос, качество, технические характеристики достигли лучших зарубежных аналогов, а иногда по ряду параметров и превзошли их.

Но полное импортозамещение, включая двигатели и электронную «начинку», особенно, с учётом постперестроечной разрухи, требует времени. За 11 лет функционирования проблемы гражданского крыла корпорации постепенно решались, но стало очевидно, что желательно укрупнение, не только для целостного операционного холдинга, снижения издержек, улучшения управления, но и консолидация научно-инженерных потенциалов. Налажено плотное сотрудничество ОАК с МГУ. Корпорация планирует делокализацию, вовлечение в контур многих предприятий сервисного сопровождения.

Впрочем, если то, что труд наших авиастроителей может быть востребован за рубежом, мало кого может удивить, то внимание иностранцев к изделиям отечественных производителей одежды всегда казалось чем-то недостижимым, из области анекдотов. Тем более, когда заинтересованность проявляют не только ближайшие соседи и не только к русским соболям. В десятку импортёров русской одежды вошла…Франция. Пусть, это не «от кутюр», — хотя кто знает, за чем в Париже выстроится очередь, — но всё же и не фольклорные валенки-кокошники.

Безусловно, в разнообразных видах несырьевого экспорта виновата не только правительственная поддержка, но и падение курса целкового. Но только вторая причина не объясняет успехов наших производителей. Значительная часть их продукции поставляется в экс-СССР, а валюты этих стран с небольшой задержкой последовали за рублём, особенно досталось азербайджанскому манату и казахскому тенге: падение за 2015-й — порядка 90%. Вот такая региональная страна, вот такая разорванная экономика, никак не влияющая на глобальные процессы.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: С начала 2017-го года неэнергетический экспорт РФ пошёл на взлёт. Причём, по словам Фрадкова, возглавляющего экспортный центр страны, не только в физическом исчислении, но и стоимостном. И вывозится продукция переработанная, с большой добавочной стоимостью. Кто бы в СССР поверил, что за границей будут охотно покупать не эксклюзивные товары, а всё большие партии наших мясных деликатесов, российскую серийную одежду-обувь и текстиль. Именно этот сектор — среди лидеров увеличение экспорта — 11,6% (продовольствие — плюс 19,4). ☆★

А теперь, наверное, не все поверят в то, что какие-то два десятка лет назад демократический режим Эрэфии ввозил всё. От сезонной одежды вплоть до прохладительных напитков, без чего тогда страна не могла пережить лето. Причём, никто в ту эпоху даже не попытался построить в России линии разлива, гнали из-за бугра готовую продукцию. Инициированный перестройкой и Ельциным «равноценный товарообмен» пугал своей структурой: вывозилось сырьё, — углеводороды, и всё остальное, до чего могла дотянуться рука бизнеса в эпоху первоначального накопления, — ввозилось всё остальное. И на сумму, вдвое превышавшую ту, за что продавались, извините за высокий слог, закрома Родины.

Постепенно положение стало меняться. Наши «левши» из различных отраслей вспомнили, что умеют не только перепродавать импортное, развернули свои производства. Только вот с двумя поправками. Для того чтобы реализовать свои изделия, приходилось называть их красивыми импортными именами, написанными манящими латинскими буковками, да и производились они зачастую в Китае. И дело не только в том, что рабочая сила там была дешевле и более дисциплинирована. Заводы тамошние коммунисты распродать по винтику не дали. Впрочем, сейчас эти многочисленные «западные» бренды не скрывают русского происхождения.

Уже и у нас, в отличие от ельцинских времён, русское есть/носить не стыдно, а на Западе «низкопоклонством» не болели никогда. Глобальный рынок косметики уже, но наши фирмы со своими конкурентосособными изделиями не оставляют надежд влезть и туда. Импорт русских предметов одежды за первые месяцы 2017-го увеличивается постоянно. И не только в количественном выражении, — плюс 5,2 миллиона штук или 25%, — но и в деньгах, на 37 процентных пунктов. Главный вклад в предметный реестр внесли «малопередельные» перчатки и майки, в финансовый — верхняя одежда. Выяснилось, что больше всего русских одеяний поставляется в Белоруссию и Казахстан, следом — закупщики… с Украины и Польши.

Конечно русофобия в этих славянских странах — штука общепринятая, но, проводя её в жизнь, для убедительности зад лучше прикрыть. Пусть даже товаром «Made in Russia». Тем более, это на этикетке указывать необязательно, чтобы не травмировать особо ранимые незалэжные души, наиболее активные из которых изобличают маскирующегося оккупанта и призывают самостийных сограждан бойкотировать изготовленное «рукой Москвы».

Проникают такие изделия и на благожелательно относящийся к русскому рынок Поднебесной, что в 1990-е показалось бы полным вздором. Но в эти годы выросло поколение дизайнеров высокого уровня, чья продукция, — если, конечно, знать всю подноготную о происхождении производителя, — оккупировала «козырные» места в российских ТРЦ. Цены нашей обуви и одежды значительно привлекательней западных, а качество стало превышать китайское. Ныне данная продукция — в процессе завоевания экспортных ниш ближнего зарубежья. В том числе, и благодаря «бездействующему» Правительству, субсидиями покрывающему неконкурентные кредитные процентные ставки. В прошлом году они превысили ₽ 2,5 млрд.

Но даже не разрушившим до основания нашу экономику санкциям, в том числе, благодаря которым хлеба зреют, свиньи/индюшки набираются веса, заводы/фабрики работают, несмотря на то, что к санкциям присоединилась и погода.