Казначейская система как основа новых финансовых технологий в бюджетном процессе

Назад

Источник: журнал ''Финансы'' №9 2002г.И.А. Кравченко, директор МУ "Городской центр информатизации", г. Тюмень

Переход на казначейскую систему исполнения бюджета муниципального образования г. Тюмени, проводившийся с августа 2000 г. по январь 2002 г., потребовал организационных и материальных ресурсов по созданию новой структуры. Но работа в новых условиях показала, что этот переход был не самоцелью и не формальной данью Бюджетному кодексу. Переведя бюджетополучателей на новые финансовые условия, муниципальное образование использует все преимущества казначейской системы, к которым можно отнести: строго целевое использование средств учреждениями, отсутствие межбанковского пробега между счетами финоргана, главного распорядителя кредитов, и учреждений его подведомственной сети, появление в бюджете свободных средств за счет консолидации остатков на едином расчетном счете, получение оперативной информации об остатках ассигнований и исполнении бюджета в режиме реального времени.

Помимо перечисленных преимуществ, казначейская система исполнения бюджета Тюмени (она предусматривает учет всех операций по финансированию, по работе с ассигнованиями, лимитам, доходам, источникам финансирования дефицита бюджета) дала возможность для развития финансовых технологий в бюджетном процессе. Остановимся на некоторых из них.

В Тюмени подведомственная сеть бюджетополучателей объединяет 404 учреждения. Насколько быстро и достоверно с них можно собрать сведения о задолженности по заработной плате, точно их обобщить и как часто возможно обращаться к ним с запросами? У традиционной финансовой системы были существенные ограничения по анализу состояния задолженности по оплате труда. Казначейская система исполнения бюджета позволяет выстроить систему, отслеживающую изменения задолженности после каждого платежа, по учреждениям сети главного распорядителя, по периоду времени. Информация выдается с учетом срока выплаты заработной платы каждого бюджетополучателя. Оперативная информация о задолженности по оплате труда нужна для оперативного принятия мер к ее погашению. Задолженность может быть обусловлена отсутствием средств у финоргана, отсутствием остатков ассигнований или лимитов бюджетных обязательств для выплаты заработной платы у бюджетополучателя, неподачей поручений на оплату расходов учреждением. Отчетная форма, карточка бюджетополучателя, позволяет просмотреть наличие остатков ассигнований по статье экономической классификации расходов 110100, по оплате труда государственных служащих, по наличию неиспользованного лимита. Если есть сметные назначения на оплату труда, необходимо проверить наличие свободных средств в финоргане с помощью отчета о движении денежных средств. Он отражает остаток на едином расчетном счете на начало дня, поступление и расходы за день, текущий свободный остаток к распределению департаментом финансов.

При наличии остатков ассигнований на оплату труда и свободных средств у финоргана причиной невыплаты может быть несвоевременная подача учреждением поручений на оплату труда. Отчетная форма "Реестр поручений на оплату" позволяет посмотреть все поручения учреждения на оплату, принятые к финансированию, включенные в реестр финансирования, проведенные банком, вернувшиеся назад по причине неверного заполнения реквизитов. Отсутствие в реестре поручений на оплату дает возможность для принятия необходимых мер. Таким образом, сама по себе казначейская система способствует снижению задолженности по оплате труда за счет целевого использования средств и принятия финорганом решения об очередности финансирования различных расходов, а также невозможности перефинансировать оплату труда в ущерб последующим отчетным периодам.

Введение системы казначейского исполнения бюджета положительно отразилось и на контроле исполнения распоряжений главы города по использованию средств резервного фонда. За счет этого фонда финансируются непредвиденные расходы, не предусмотренные бюджетом. Поэтому так важно наладить учет его исполнения в режиме реального времени, обновляя отчетность после проведения каждого платежа. Учет ведется в разрезе бюджетной классификации расходов. База данных распоряжений, формируемая протокольной частью администрации г. Тюмени, интегрирована с базой данных департамента финансов. Таким образом, распоряжения в финорган передаются в полнотекстовом электронном виде, автоматически попадая в справочник распоряжений.

После этой передачи в департаменте финансов на основании распоряжения выписывается уведомление о передвижке ассигнований с резервного фонда на бюджетополучателя, исполняющего принятое решение, со ссылкой на распоряжение. Сумма уведомления попадает в справочник распоряжений как распределенная. Наличие в информационной системе всех данных по принятым распоряжениям, передвижке ассигнований, финансированию в разрезе бюджетной классификации дает возможность для построения подробной отчетности. Существует также возможность просмотреть перечень полностью выполненных распоряжений, частично выполненных и неисполненных.

Муниципальное образование г. Тюмени использует электронные платежи и безбумажный документооборот как средство контроля за состоянием финансов в режиме реального времени. Казначейская система трудозатратна: чем более подробную отчетность необходимо получить, тем больше приходится заносить первичной информации.

Для решения собственных задач муниципального образования г. Тюмени используется такой финансовый инструмент, как кассовый план, т.е. объем денежных средств, гарантированных бюджетополучателю в течение месяца. Кассовый план формируется на основе ожидаемых поступлений в городской бюджет, доводится до прямых бюджетополучателей и главных распорядителей кредитов. Распорядители кредитов, в свою очередь, распределяют доведенный до них кассовый план внутри подведомственной сети. Цель использования кассового плана - избежать большого количества неоплаченных поручений в период кассовых разрывов межу доходами и расходами бюджета. Имея достоверную информацию об ожидаемой финансовой ситуации, бюджетополучатель может планировать свои реальные расходы. Кассовый план доводится одной суммой, без разбивки по бюджетной классификации и не ограничивает свободы действий бюджетополучателя.

Казначейская система исполнения бюджета дает широкие возможности для дальнейшего развития финансовых технологий в бюджетном процессе для решения задач, стоящих перед муниципальным образованием.

Финансовая помощь субъектам Российской ФедерацииПеречислено за январь-июль 2002 г.

(тыс. руб.)

Наименование субъектовРоссийской Федерации

Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации

Фонд компенсаций

Дотации на частичное возмещение расходов в связи с повышением первого разряда ЕТС по оплате труда работников организаций бюджетной сферы

Всего перечислено

1

2

3

4

5

Центральный федеральный округ

26 Белгородская область

223769

258078,9

83839,0

565686,9

27 Брянская область

1938204

230644,9

61882,0

2230730,9

28 Владимирская область

1018068

236944,7

139177,0

1394189.7

31 Воронежская область

1622344

329084,8

145312,0

2096740,8

33 Ивановская область

1769133

162229,1

91910,0

2023272,1

37 Калужская область

1114996

162615,9

77375,0

1354986,9

41 Костромская область

738374

111866,9

75353,0

925593,9

44 Курская область

659544

191519,7

79574,0

930637,7

46 Липецкая область

178137,7

42031,0

220168,7

48 Московская область

667205

903952,7

202076,0

177323.3,7

54 Орловская область

606649

138284,8

56850,0

801783,8

59 Рязанская область

973560

205155,6

75367,0

1254082,6

63 Смоленская область

660533

141140,5

72866,0

874539,5

64 Тамбовская область

1456836

181456,3

83259,0

1721551.3

36 Тверская область

1032048

214492,9

81252,0

1327792,9

66 Тульская область

756798

253001,4

134312,0

144111,4

71 Ярославская область

183739,2

53274,0

237013,2

73 г. Москва

1499849

1499849,0

ИТОГО

15238061,0

5582195,0

1555709,0

22375965,0

Северо-Западный федеральный округ

06 Республика Карелия

545424,0

146582,1

98054,0

790060.1

07 Республика Коми

234552,4

116068,0

350620,4

24 Архангельская область

1542140,0

298138,0

150626.0

1990904.0

30 Вологодская область

223532,6

58740,0

282272,6

35 Калининградская область

553354.0

167052,0

34621,0

755027,0

45 Ленинградская область

278050,8

243603,0

521653,8

49 Мурманская область

250128,0

227006,3

86628,0

563762,3

50 Новгородская область

228998,0

132516,1

61748,0

423262,1

57 Псковская область

1296759,0

133410,0

64143,0

1494312,0

72 г. Санкт-Петербург

772328,8

772328,8

84 Ненецкий автономный округ

15491.7

15491,7

ИТОГО

4416803,0

2628660,8

914231,0

7959694,8

Южный федеральный округ

76 Республика Адыгея

728798

75703,1

41623,0

846124,1

03 Республика Дагестан

6566735,2

470366

146472,3

7183573,5

14 Республика Ингушетия

1400002

227840,5

27034,0

1654876,5

04 Кабардино-Балкарская республика

1647436

171542,1

85901,0

1904879,1

05 Республика Калмыкия

630653

84712.9

31587.0

746952,9

79 Карачаево-Черкесская республ.

996542

18614,8

28269,0

1143425,8

10 Республика Северная Осетия- Алания

1500991

149345,9

80858,0

1731194,9

94 Чеченская республика

3111363

223951

33353140

18 Краснодарский край

2323280

661966,7

327115,0

3312361,7

21 Ставропольский край

2119118

452333,9

166711,0

2738162.9

25 Астраханская область

276901

119204

61735,0

457840,0

29 Волгоградская область

531629

408638,6

197615,0

137882,6

58 Ростовская область

3262990

713095,2

277370,0

4253455,2

ИТОГО

25096438,2

3877314,7

14722903

30446043,2

Приволжский федеральный округ

01 Республика Башкортостан

547084,2

547084,2

08 Республика Марий Эл

1215133

135816,7

58495,0

1409444.7

09 Республика Мордовия

1248549

149180,4

72385,0

1470114,4

11 Республика Татарстан

490046,6

490046,6

13 Удмуртская республика

95758

278240

331735,0

705733,0

15 Чувашская республика

1717986

223337,2

101468,0

2042791,2

40 Кировская область

1328805

240974,8

108351,0

1678130,8

32 Нижегородская область

312979

554998,7

177103,0

1045080,7

53 Оренбургская область

407012

209557,0

616569,0

55 Пензенская область

2019500

189030,7

79355,0

2287885,7

56 Пермская область

534135,2

534135,2

42 Самарская область

488392,9

488392,9

60 Саратовская область

1083132

370163,3

176967,0

1630262.3

68 Ульяновская область

719006

200044,6

88488,0

1007538.6

82 Коми-Пермяцкий АО

607625

36302,6

15481,0

659408,6

ИТОГО

10348473,0

4844759,9

1419385,0

16612617,9

Уральский федеральный округ

43 Курганская область

1839833

170860,6

78957,0

2089650,6

62 Свердловская область

666017,6

181142,0

847159,6

67 Тюменская область

246999

112682,0

359681,0

69 Челябинская область

488993

599548,9

258897,0

1347438,9

87 Ханты-Мансийский АО

237782,7

237782,7

90 Ямало-Ненецкий АО

89328,7

89328,7

ИТОГО

2328826,0

2010537,5

631678,0

49710413

Сибирский федеральный округ

77 Республика Алтай

1040638,0

66648,9

27331,0

134617.9

02 Республика Бурятия

3123239,0

233922,9

103084,0

3460245,9

12 Республика Тыва

1970236,0

135340,7

56392,0

2161968,7

80 Республика Хакасия

305078,5

103091,9

57799,0

465969,4

17 Алтайский край

5324784,0

483770,2

220283,0

6028837,2

19 Красноярский край

531013,2

219075,0

750088,2

34 Иркутская область

61327,0

519853,3

271911,0

853091,3

39 Кемеровская область

794957,0

479566,5

313802,0

1588325.5

51 Новосибирская область

1880075,0

431711,7

196872,0

2508658,7

52 Омская область

1588985,0

424138,7

205685,0

2218808,7

65 Томская область

555064,0

226236,4

56744,0

838044,4

70 Читинская область

3005665,0

282040,4

90480,0

3378185.4

81 Агинский Бурятский АО

369952,0

25245,0

6881,0

402078,0

85 Таймырский (Долгано-Ненецкии) АО

284863,0

11092,4

8512,0

304467,4

86 Усть-Ордынский Бурятский АО

776939,0

40702,8

20467,0

838108,8

89 Эвенкийский АО

196998,0

8344,9

2604,0

207946,9

ИТОГО

21278800,5

4002719,9

1857922,0

27139442,4

Дальневосточный федеральный округ

16 Республика Саха (Якутия)

2901877

337087,1

200405,0

3439369,1

20 Приморский край

3485845

398168,5

133380.0

4017393.5

22 Хабаровский край

1576999

352953,4

127335,0

2057287,4

23 Амурская область

2113891

182738

135249,0

2431878.0

38 Камчатская область

966884

106733,2

21760,0

1095377.2

47 Магаданская область

875733

74412,1

58443,0

1008588,1

61 Сахалинская область

724384

124590,9

59923,0

908897,9

78 Еврейская автономная область

834228

45823,1

48915,0

928966,1

83 Корякский АО

302042

9438,8

246,0

311726,8

88 Чукотский АО

862391

28512.8

52462,0

943365,8

ИТОГО

14644274,0

1660457,9

838118,0

17142849,9

ВСЕГО по Российской Федерации

93351675,7

24606645,7

86893333

126647654,7