Источник: журнал ''Финансы'' №9 2002г.И.А. Кравченко, директор МУ "Городской центр информатизации", г. Тюмень
Переход на казначейскую систему исполнения бюджета муниципального образования г. Тюмени, проводившийся с августа 2000 г. по январь 2002 г., потребовал организационных и материальных ресурсов по созданию новой структуры. Но работа в новых условиях показала, что этот переход был не самоцелью и не формальной данью Бюджетному кодексу. Переведя бюджетополучателей на новые финансовые условия, муниципальное образование использует все преимущества казначейской системы, к которым можно отнести: строго целевое использование средств учреждениями, отсутствие межбанковского пробега между счетами финоргана, главного распорядителя кредитов, и учреждений его подведомственной сети, появление в бюджете свободных средств за счет консолидации остатков на едином расчетном счете, получение оперативной информации об остатках ассигнований и исполнении бюджета в режиме реального времени.
Помимо перечисленных преимуществ, казначейская система исполнения бюджета Тюмени (она предусматривает учет всех операций по финансированию, по работе с ассигнованиями, лимитам, доходам, источникам финансирования дефицита бюджета) дала возможность для развития финансовых технологий в бюджетном процессе. Остановимся на некоторых из них.
В Тюмени подведомственная сеть бюджетополучателей объединяет 404 учреждения. Насколько быстро и достоверно с них можно собрать сведения о задолженности по заработной плате, точно их обобщить и как часто возможно обращаться к ним с запросами? У традиционной финансовой системы были существенные ограничения по анализу состояния задолженности по оплате труда. Казначейская система исполнения бюджета позволяет выстроить систему, отслеживающую изменения задолженности после каждого платежа, по учреждениям сети главного распорядителя, по периоду времени. Информация выдается с учетом срока выплаты заработной платы каждого бюджетополучателя. Оперативная информация о задолженности по оплате труда нужна для оперативного принятия мер к ее погашению. Задолженность может быть обусловлена отсутствием средств у финоргана, отсутствием остатков ассигнований или лимитов бюджетных обязательств для выплаты заработной платы у бюджетополучателя, неподачей поручений на оплату расходов учреждением. Отчетная форма, карточка бюджетополучателя, позволяет просмотреть наличие остатков ассигнований по статье экономической классификации расходов 110100, по оплате труда государственных служащих, по наличию неиспользованного лимита. Если есть сметные назначения на оплату труда, необходимо проверить наличие свободных средств в финоргане с помощью отчета о движении денежных средств. Он отражает остаток на едином расчетном счете на начало дня, поступление и расходы за день, текущий свободный остаток к распределению департаментом финансов.
При наличии остатков ассигнований на оплату труда и свободных средств у финоргана причиной невыплаты может быть несвоевременная подача учреждением поручений на оплату труда. Отчетная форма "Реестр поручений на оплату" позволяет посмотреть все поручения учреждения на оплату, принятые к финансированию, включенные в реестр финансирования, проведенные банком, вернувшиеся назад по причине неверного заполнения реквизитов. Отсутствие в реестре поручений на оплату дает возможность для принятия необходимых мер. Таким образом, сама по себе казначейская система способствует снижению задолженности по оплате труда за счет целевого использования средств и принятия финорганом решения об очередности финансирования различных расходов, а также невозможности перефинансировать оплату труда в ущерб последующим отчетным периодам.
Введение системы казначейского исполнения бюджета положительно отразилось и на контроле исполнения распоряжений главы города по использованию средств резервного фонда. За счет этого фонда финансируются непредвиденные расходы, не предусмотренные бюджетом. Поэтому так важно наладить учет его исполнения в режиме реального времени, обновляя отчетность после проведения каждого платежа. Учет ведется в разрезе бюджетной классификации расходов. База данных распоряжений, формируемая протокольной частью администрации г. Тюмени, интегрирована с базой данных департамента финансов. Таким образом, распоряжения в финорган передаются в полнотекстовом электронном виде, автоматически попадая в справочник распоряжений.
После этой передачи в департаменте финансов на основании распоряжения выписывается уведомление о передвижке ассигнований с резервного фонда на бюджетополучателя, исполняющего принятое решение, со ссылкой на распоряжение. Сумма уведомления попадает в справочник распоряжений как распределенная. Наличие в информационной системе всех данных по принятым распоряжениям, передвижке ассигнований, финансированию в разрезе бюджетной классификации дает возможность для построения подробной отчетности. Существует также возможность просмотреть перечень полностью выполненных распоряжений, частично выполненных и неисполненных.
Муниципальное образование г. Тюмени использует электронные платежи и безбумажный документооборот как средство контроля за состоянием финансов в режиме реального времени. Казначейская система трудозатратна: чем более подробную отчетность необходимо получить, тем больше приходится заносить первичной информации.
Для решения собственных задач муниципального образования г. Тюмени используется такой финансовый инструмент, как кассовый план, т.е. объем денежных средств, гарантированных бюджетополучателю в течение месяца. Кассовый план формируется на основе ожидаемых поступлений в городской бюджет, доводится до прямых бюджетополучателей и главных распорядителей кредитов. Распорядители кредитов, в свою очередь, распределяют доведенный до них кассовый план внутри подведомственной сети. Цель использования кассового плана - избежать большого количества неоплаченных поручений в период кассовых разрывов межу доходами и расходами бюджета. Имея достоверную информацию об ожидаемой финансовой ситуации, бюджетополучатель может планировать свои реальные расходы. Кассовый план доводится одной суммой, без разбивки по бюджетной классификации и не ограничивает свободы действий бюджетополучателя.
Казначейская система исполнения бюджета дает широкие возможности для дальнейшего развития финансовых технологий в бюджетном процессе для решения задач, стоящих перед муниципальным образованием.
(тыс. руб.)
Наименование субъектовРоссийской Федерации | Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации | Фонд компенсаций | Дотации на частичное возмещение расходов в связи с повышением первого разряда ЕТС по оплате труда работников организаций бюджетной сферы | Всего перечислено |
---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Центральный федеральный округ | ||||
26 Белгородская область | 223769 | 258078,9 | 83839,0 | 565686,9 |
27 Брянская область | 1938204 | 230644,9 | 61882,0 | 2230730,9 |
28 Владимирская область | 1018068 | 236944,7 | 139177,0 | 1394189.7 |
31 Воронежская область | 1622344 | 329084,8 | 145312,0 | 2096740,8 |
33 Ивановская область | 1769133 | 162229,1 | 91910,0 | 2023272,1 |
37 Калужская область | 1114996 | 162615,9 | 77375,0 | 1354986,9 |
41 Костромская область | 738374 | 111866,9 | 75353,0 | 925593,9 |
44 Курская область | 659544 | 191519,7 | 79574,0 | 930637,7 |
46 Липецкая область |
| 178137,7 | 42031,0 | 220168,7 |
48 Московская область | 667205 | 903952,7 | 202076,0 | 177323.3,7 |
54 Орловская область | 606649 | 138284,8 | 56850,0 | 801783,8 |
59 Рязанская область | 973560 | 205155,6 | 75367,0 | 1254082,6 |
63 Смоленская область | 660533 | 141140,5 | 72866,0 | 874539,5 |
64 Тамбовская область | 1456836 | 181456,3 | 83259,0 | 1721551.3 |
36 Тверская область | 1032048 | 214492,9 | 81252,0 | 1327792,9 |
66 Тульская область | 756798 | 253001,4 | 134312,0 | 144111,4 |
71 Ярославская область |
| 183739,2 | 53274,0 | 237013,2 |
73 г. Москва |
| 1499849 |
| 1499849,0 |
ИТОГО | 15238061,0 | 5582195,0 | 1555709,0 | 22375965,0 |
Северо-Западный федеральный округ | ||||
06 Республика Карелия | 545424,0 | 146582,1 | 98054,0 | 790060.1 |
07 Республика Коми |
| 234552,4 | 116068,0 | 350620,4 |
24 Архангельская область | 1542140,0 | 298138,0 | 150626.0 | 1990904.0 |
30 Вологодская область |
| 223532,6 | 58740,0 | 282272,6 |
35 Калининградская область | 553354.0 | 167052,0 | 34621,0 | 755027,0 |
45 Ленинградская область |
| 278050,8 | 243603,0 | 521653,8 |
49 Мурманская область | 250128,0 | 227006,3 | 86628,0 | 563762,3 |
50 Новгородская область | 228998,0 | 132516,1 | 61748,0 | 423262,1 |
57 Псковская область | 1296759,0 | 133410,0 | 64143,0 | 1494312,0 |
72 г. Санкт-Петербург |
| 772328,8 |
| 772328,8 |
84 Ненецкий автономный округ |
| 15491.7 |
| 15491,7 |
ИТОГО | 4416803,0 | 2628660,8 | 914231,0 | 7959694,8 |
Южный федеральный округ | ||||
76 Республика Адыгея | 728798 | 75703,1 | 41623,0 | 846124,1 |
03 Республика Дагестан | 6566735,2 | 470366 | 146472,3 | 7183573,5 |
14 Республика Ингушетия | 1400002 | 227840,5 | 27034,0 | 1654876,5 |
04 Кабардино-Балкарская республика | 1647436 | 171542,1 | 85901,0 | 1904879,1 |
05 Республика Калмыкия | 630653 | 84712.9 | 31587.0 | 746952,9 |
79 Карачаево-Черкесская республ. | 996542 | 18614,8 | 28269,0 | 1143425,8 |
10 Республика Северная Осетия- Алания | 1500991 | 149345,9 | 80858,0 | 1731194,9 |
94 Чеченская республика | 3111363 | 223951 |
| 33353140 |
18 Краснодарский край | 2323280 | 661966,7 | 327115,0 | 3312361,7 |
21 Ставропольский край | 2119118 | 452333,9 | 166711,0 | 2738162.9 |
25 Астраханская область | 276901 | 119204 | 61735,0 | 457840,0 |
29 Волгоградская область | 531629 | 408638,6 | 197615,0 | 137882,6 |
58 Ростовская область | 3262990 | 713095,2 | 277370,0 | 4253455,2 |
ИТОГО | 25096438,2 | 3877314,7 | 14722903 | 30446043,2 |
Приволжский федеральный округ | ||||
01 Республика Башкортостан |
| 547084,2 |
| 547084,2 |
08 Республика Марий Эл | 1215133 | 135816,7 | 58495,0 | 1409444.7 |
09 Республика Мордовия | 1248549 | 149180,4 | 72385,0 | 1470114,4 |
11 Республика Татарстан |
| 490046,6 |
| 490046,6 |
13 Удмуртская республика | 95758 | 278240 | 331735,0 | 705733,0 |
15 Чувашская республика | 1717986 | 223337,2 | 101468,0 | 2042791,2 |
40 Кировская область | 1328805 | 240974,8 | 108351,0 | 1678130,8 |
32 Нижегородская область | 312979 | 554998,7 | 177103,0 | 1045080,7 |
53 Оренбургская область |
| 407012 | 209557,0 | 616569,0 |
55 Пензенская область | 2019500 | 189030,7 | 79355,0 | 2287885,7 |
56 Пермская область |
| 534135,2 |
| 534135,2 |
42 Самарская область |
| 488392,9 |
| 488392,9 |
60 Саратовская область | 1083132 | 370163,3 | 176967,0 | 1630262.3 |
68 Ульяновская область | 719006 | 200044,6 | 88488,0 | 1007538.6 |
82 Коми-Пермяцкий АО | 607625 | 36302,6 | 15481,0 | 659408,6 |
ИТОГО | 10348473,0 | 4844759,9 | 1419385,0 | 16612617,9 |
Уральский федеральный округ | ||||
43 Курганская область | 1839833 | 170860,6 | 78957,0 | 2089650,6 |
62 Свердловская область |
| 666017,6 | 181142,0 | 847159,6 |
67 Тюменская область |
| 246999 | 112682,0 | 359681,0 |
69 Челябинская область | 488993 | 599548,9 | 258897,0 | 1347438,9 |
87 Ханты-Мансийский АО |
| 237782,7 |
| 237782,7 |
90 Ямало-Ненецкий АО |
| 89328,7 |
| 89328,7 |
ИТОГО | 2328826,0 | 2010537,5 | 631678,0 | 49710413 |
Сибирский федеральный округ | ||||
77 Республика Алтай | 1040638,0 | 66648,9 | 27331,0 | 134617.9 |
02 Республика Бурятия | 3123239,0 | 233922,9 | 103084,0 | 3460245,9 |
12 Республика Тыва | 1970236,0 | 135340,7 | 56392,0 | 2161968,7 |
80 Республика Хакасия | 305078,5 | 103091,9 | 57799,0 | 465969,4 |
17 Алтайский край | 5324784,0 | 483770,2 | 220283,0 | 6028837,2 |
19 Красноярский край |
| 531013,2 | 219075,0 | 750088,2 |
34 Иркутская область | 61327,0 | 519853,3 | 271911,0 | 853091,3 |
39 Кемеровская область | 794957,0 | 479566,5 | 313802,0 | 1588325.5 |
51 Новосибирская область | 1880075,0 | 431711,7 | 196872,0 | 2508658,7 |
52 Омская область | 1588985,0 | 424138,7 | 205685,0 | 2218808,7 |
65 Томская область | 555064,0 | 226236,4 | 56744,0 | 838044,4 |
70 Читинская область | 3005665,0 | 282040,4 | 90480,0 | 3378185.4 |
81 Агинский Бурятский АО | 369952,0 | 25245,0 | 6881,0 | 402078,0 |
85 Таймырский (Долгано-Ненецкии) АО | 284863,0 | 11092,4 | 8512,0 | 304467,4 |
86 Усть-Ордынский Бурятский АО | 776939,0 | 40702,8 | 20467,0 | 838108,8 |
89 Эвенкийский АО | 196998,0 | 8344,9 | 2604,0 | 207946,9 |
ИТОГО | 21278800,5 | 4002719,9 | 1857922,0 | 27139442,4 |
Дальневосточный федеральный округ | ||||
16 Республика Саха (Якутия) | 2901877 | 337087,1 | 200405,0 | 3439369,1 |
20 Приморский край | 3485845 | 398168,5 | 133380.0 | 4017393.5 |
22 Хабаровский край | 1576999 | 352953,4 | 127335,0 | 2057287,4 |
23 Амурская область | 2113891 | 182738 | 135249,0 | 2431878.0 |
38 Камчатская область | 966884 | 106733,2 | 21760,0 | 1095377.2 |
47 Магаданская область | 875733 | 74412,1 | 58443,0 | 1008588,1 |
61 Сахалинская область | 724384 | 124590,9 | 59923,0 | 908897,9 |
78 Еврейская автономная область | 834228 | 45823,1 | 48915,0 | 928966,1 |
83 Корякский АО | 302042 | 9438,8 | 246,0 | 311726,8 |
88 Чукотский АО | 862391 | 28512.8 | 52462,0 | 943365,8 |
ИТОГО | 14644274,0 | 1660457,9 | 838118,0 | 17142849,9 |
ВСЕГО по Российской Федерации | 93351675,7 | 24606645,7 | 86893333 | 126647654,7 |