Новый мировой порядок: конец западных институтов

Назад

Прошедший в июле на полях встречи Путин-Трамп саммит «большой двадцатки», как и столь же унылое заседание западной семёрки, не подарили адептам ни единой новой идеи, решения в сфере международной экономики или управления. Более того, если б два президента не встретились, вряд ли столько внимания было уделено этим форумам: никто уже не верит, что в кабинетах и кулуарах пленумов ЦК ООН и ЕС можно решить вопросы миграции, терроризма, тем более климата. Возможно, глобальные и региональные институты потеряли актуальность, и уйдут в историю, уступив место «альянсам по интересам», ШОС, ОДКБ.

Близок к полной потере актуальности даже формат «двадцатки», не говоря уж о «семёрке». Впервые она собралась в апогей финансового кризиса-2008. Тогда этот институт представлялся универсальным форумом большинства значимых для глобальной экономики стран. Лидерам государств, естественно, не удалось решить экономических проблем, и они переключились на менее значимые, но крайне громкие темы, такие как повышение стандартов: банковских, валютных, экологических, борьбе с коррупцией и безработицей, повышение экономической стабильности путём расширения торговли и увеличение прозрачности во всём.

Впрочем, члены всемирного президиума ЦК самораспуститься не согласны. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Канцлер Германии Меркель попыталась уверить всех, что G20 «экстренно необходима разобщённому миру». Безусловно, такой же точки зрения придерживаются, — а, точнее, формулируют её, — идеологи глобализации. А для того, чтобы её поступь стала шире, нужно лишь чётко прописать правила. Они клеймят позицию националистов и протекционистов как популистов. Главное — расширить и углубить режим свободы торговли, даже если нынешний Вашингтон против. ☆★ Но вернут ли значимость отмирающим институтам все пламенные речи верных сторонников геоэкономического экспансионизма?

Тем не менее, пленумы «двадцатки» неумолимо превращаются в множество двусторонних встреч «на полях», на что и направлено внимание СМИ и аналитиков. Можно ли решить вопрос за круглым столом, за которым сидят два десятка лидеров, представляющих страны с порой диаметрально противоположными целями? Тем более, когда на повестке дня животрепещущие вопросы: гарантирование экономического роста, обеспечение финансовой стабильности, формирование повсюду рабочих мест, противостояние безработице, стимулирование инвестиций, упрочение многосторонней торговли, поддержка международного развития. Последнее — особенно сильно. Это всё напоминает борьбу руководства компартии за всемерное улучшение условий труда и увеличение заработной платы каждого трудящегося.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: G20, — ну, может быть. не вся, а лучшие её представители, — провозглашает; цель — неукоснительное следование заветам классиков глобализма. А ими числятся Валлерстайн, Кастельс, Аттали. Кстати, именно последний, а вовсе не Ротшильд считается крёстным отцом нынешнего французского президента. И не стоит полагать, что выскочившему, как Макрон из табакерки, лидеру не удастся ничего. Он уже изобрёл свою формулу по украинскому кризису. В дальнейшем, считают аналитики, будет способен перезагрузить Пятую республику. ☆★ Если, конечно, получит разрешение.

В том числе, от супруги. Тем более, Эмманюэль уже заявил на весь свет, что «не даст себя отыметь». Нельзя исключать, что именно он станет молодым лидером нового западного мироустройства. Ведь Меркель, если она и будет переизбрана, старше даже жены французского президента. Чтобы показать, что не собирается быть подкаблучником фрау канцлерин, Макрон совершает «взрослые» пиар-ходы а-ля Путин, так что ждём полёта на дельтаплане. Справится ли он с ролью лидера в период, когда в мировой политике нестабильно? Вероятность этого есть. Но это будет не просто.

Ныне конфликтный водораздел проходит не только по линии фронта: Запад — «остальной мир», но и внутри цивилизованного сообщества возникла напряжённость, что продемонстрировали последние скучные саммиты светочей североатлантической демократии. США Трампа не принимают европейские партнёры. Показательны здесь: решение по климату и, главное, желание заставить партнёров полностью расквитаться по счетам НАТО. Видимо, староевропейцы не понимают, почему они должны оплачивать оккупацию.

Покладистые при Обаме страны НАТО и «семёрки» не принимают трамповских «глубинных» связей с Россией. Европа готова задуматься о собственной безопасности самостоятельно. Но смягчит ли преемник Трампа требования? И сможет ли Старый свет, постепенно, но неумолимо терявший суверенитет, играть независимую роль? Не исчерпала ли общность родоначальников западной демократии свой внутренний ресурс, если они не могут решить даже проблему миграции? Да и нужна ли им политическая самостоятельность, если отношения с восточным соседом, — Россией, — мягко говоря, не идеальны, и защитник необходим?

Только вот заокеанский протектор становится слишком требовательным. Он переписывает правила игры, в том числе, функции ключевых институтов Запада, взявшего на себя после развала СССР в обход ООН доминирующий круг обязанностей в экономической и военной сферах. Потеряла своё значение, не только ПАСЕ, лишь обвиняющая Кремль во всех грехах, но и монополизировавшая повестку, пользуясь физическим большинством голосов ОБСЕ. И не только для России, в чём уже уверены «небратья».

Международные организации, созданные с целью обсуждения ключевых вопросов для мировой безопасности, оказались в ситуации, когда Запад присвоил себе исключительное право решать всё и не делает даже символических шагов навстречу «остальному миру». В июле 2017-го, несмотря на попытку бунта России в ОБСЕ, все четыре кресла руководителей достались западноевропейцам. Примет ли Россия такой состав «дискуссионного клуба», все решения которого заведомо предопределены?

Москве придётся вспомнить, что Европа — лишь небольшой западный регион Евразии, нажать на ту самую «кнопку перезагрузки», начать процесс привлечения к участию и управлению представителей стран, имеющих жизненно важную значимость для безопасности и развития материка: Китая, Ирана, Индии, Пакистана, даже Японии. Без КНР, ведущего инвестора в евразийские государства, управление этой крупнейшей частью суши выглядит странно. Это лишит «победителей в Холодной войне», монопольных позиций.

Страны Востока (в смысле, — не Запада) должны потребовать более объективных правил игры в существующих уже организациях, параллельно формируя новые институты, — не подрывающие существующие, как трансокеанские партнёрства — ВТО, а дополняющие, совершенствующие их, — более честно отражающие изменившееся соотношение сил на глобальной сцене. В экономике завоёвывают всё больший вес китайские инициативы: ШОС, Азиатский инфраструктурно-инвестиционный банк, обеспечивающие в принятии решений достаточный уровень демократизма.

Необходимо вернуть миру устойчивость. Не нынешнюю стабильность, опирающуюся на один краеугольный камень, как в НАТО, — там различные черногории/эстонии стали членами блока, чтоб доказать всем, что они — не какая-то там отдельная страна, а равноценный член сообщества. А в МВФ, ВТО, «семёрке» у лидера — «блокирующий пакет», а компаньоны не способны обеспечить свою военную и даже экономическую безопасность. Новое мировое устройство должно строиться на уважении особенностей друг друга, признании особенности каждого, и не только когда Штатам вместо Британии нужен ЕС подручный, Польша услышала так давно ожидаемые слова.

Сотрудничество не обязательно строить на «едином видении будущего», как это было при СССР. Недостаточно и общего врага, необходимо придавать значение существующим различиям, несхожим отношением к ряду проблем. Подобные отношения налаживаются в БРИКС. И перспективы здесь — весьма оптимистичны.