Всеобщая интернетизация и бигдатизация — на марше. Информация, собираемая профильными сетевыми мастерами, используется для нашей пользы. Ну, или против кого-то. Британские аналитики так поработали с соцсетями, что президентом США стал Трамп. «Большой брат» от разнообразных поисковиков тщательно изучает своих пользователей. Таргетируется не только инфляция правительством, но и «карточные данные» банками, чтобы предоставить клиентам правильную рекламу, предварительно оценив кредитный потенциал заёмщика. Говорят, прибыль от этого российских финансовых институтов исчисляется десятками миллиардов.
Конечно, можно не пользоваться банковской кредиткой, и, даже если зарплата перечисляется на неё, снимать все деньги разом, пользуясь в дальнейшем «наликом». Не возбраняется не использовать смартфон. Но удаётся это не всем. Сами понимаете, если «цифровизация» экономики названа вопросом нацбезопасности самим Президентом, остаётся взять под козырёк. Только вот корректно ли сравнивать эту цель с ленинской электрификацией? Всё же без «лампочки Ильича» заводы работать, а люди учиться, не могли. Всемирная паутина, на взгляд многих, лишь «обёртка», — не красочная в целях рекламы, но всё же, только помощь для продукции, что делается руками, или щупальцами роботов. Правда, первое лицо может знать что-то, скрытое от простого гражданина.
Всё же в коммерческом успехе «Яндекс.Такси», чья выручка растёт постоянно, важна не только электроннопосредническая, но и вторая, автомобильная составляющая. Это — сфера услуг. А вот удастся ли компьютеризацией индустриального предприятия значительно повысить его отдачу и прибыль? И если за счет роботизации производительность труда повысить можно, то вопрос с «наваром» не так однозначен.
Для монетизации успеха нужно не только выпускать продукцию, нужно, чтобы её ещё и покупали. А это значит, следует решить вопрос с выпадающими доходами населения, которые неминуемо возникнут из-за безработицы (ведь вместо людей будут работать роботы, которым эта самая продукция не нужна). На развитие цифровой экономики два взгляда. Пессимистичный: это — нанотехнологии, вторая серия, Чубайс утверждает, что у его корпорации много денег, насчёт открытий ничего сказано не было. Оптимистичный: дигитализация народного хозяйства приведёт к прорывным преобразованиям, которые в различное время позволяли нашей стране совершать значительный шаг вперед, укрепив свои позиции в мире.
Но может ли развитие средств связи, даже революционное, встать на один уровень с «железнодорожным переворотом» XIX века, электрификацией всей страны столетие назад? Поможет ли возрождению промышленности радующая динамика распространения в РФ широкополосного Интернета. беспроводных сетей, заметный рост домохозяйств, подключённых к Всемирной паутине, увеличение сетевой скорости? Вице-премьер Шувалов без прикрас, но не без ехидства заявил о серьёзной «болезни» Путина новыми технологиями. Приведёт ли «сетевой прорыв» в образовании к появлению новых учёных, инженеров? Не воспользуются ли им «партнёры» в своих целях?
Ведь если, как убеждают всех, рекламе в социальных сетях под силу изменить лицо мировой политики, избрав президента самих США, то возможно многое. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Многими специалистами ИТ утверждается, что если вы пользуетесь браузером и почтой от «Гугл», он знает про вас едва ли не всё. Так ли это — решайте сами. Проведённые эксперименты показали, что строители поисковика в большей степени пытаются выдать желаемое за действительное. Или «прикидывается дурачком». Схожие опыты дотошных пользователей с «Яндексом» могут вселить в паникёров некоторое спокойствие. ☆★ Конечно, умные дяди по обеим сторонам Атлантики могут анализировать входя на сайты, «лайки», комментарии, фотографии, но до полного контроля над сознанием далеко.
Другое дело, порталам под силу направить ваш шопинг в нужном направлении и с помощью цифровых инструментов решения повседневных задач, виртуально адресовать пользователя в самый нужный ему магазин. Бизнес может узнать некоторые пути клиентов в онлайн. Для этого специалисты приоткрывают некоторые сервисы, использование которых помогает более пунктуально анализировать аудиторию различных сообществ в сетях, на этой базе можно сделать вывод, насколько эффективен тот или иной контент, насколько выгодно размещать платную рекламу, в том числе, скрытую.
Не без интереса наблюдают за всеми этими исследованиями, проводят свои и банки. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Летом 2017-го разразился негромкий скандал, связанный с передачей сбербанковской «дочкой» данных клиентов буржуйскому фастфуду. Свет на тёмную сторону интернет-технологий пролит. О волнообразном росте продаж каких-то там «маков» не сообщается. Но оплачивающие этот корм пластиковыми картами попались, а аналитики задумались. Вряд ли можно поверить, что «Сбербанк» допустил сотрудничающую с ним фирму к обработке персональных данных своих клиентов. ☆★ Конечно, деньги не пахнут, но авторитетному кредитному учреждению ставить под удар свою репутацию и продавать секреты фирме, торгующей котлетами в булках, было бы странно.
Громкого шума в прессе руководство банка не допустило, но клиенты, — кто, конечно, узнал о скандале, — задумались: не чересчур ли информации о себе они предоставили учреждениям. Однако, это — не последнее использование больших данных (БД) финансистами. Недавно подобное соглашение со сколковским цифровым резидентом заключил «Альфа-банк». Декларированная задача стратегического партнёрства — внедрение прогрессивных технологий анализа массивов данных. Ведь нужно соответствовать объёмам информации, хранимым современным обществом в Паутине и извлекать практическую пользу из этих сведений.
Создаётся впечатление, что пока и сами технические специалисты, занимающиеся этими самыми «большими данными» не смогли достичь единого мнение, что же такое — предмет приложения их компетенций. Главная задача — убедить клиентов в их существовании, и своём умении оперировать ими, завуалировав «эксклюзивы» в туманные обиняки. Тем не менее, политики, магазины, банки стараются собрать о нас как можно больше разнородной информации, чтобы не этой базе сделать нужные выводы. Они хотели бы быть в курсе наших предпочтений (потребительских и политических), истории и карте покупок.
Потому налаживается обратная связь, пользователей побуждают, — порой не бесплатно, — рассказать, что понравилось, почему. С помощью больших данных анализируются потребительские предпочтения, операционная эффективность. Для банкиров это — шаг к получению дополнительной прибыли. Для этого применяются эффективные стратегии, базирующиеся на использовании имеющихся в банковских хранилищах данных. Пока финансовые учреждения пытаются применить «большие данные», включая транзакционные сведения, профили клиентов, когда традиционные способы уже не дают заветной положительной динамики прироста.
Так насколько защищены персональные данные клиентов банков? Ведь то, что вчера казалось фантастикой, вскоре может стать явью. Задача — объединить банковские данные и профили из социальных сетей. Затем проанализировать всё это по ряду признаков, таких как демографические характеристики и поведенческие шаблоны. После чего соотнести результат с покупками в сетевых магазинах. Видимо, этот объём позволит сделать выводы, стоит ли удовлетворять просьбу в кредите обратившегося в банк заёмщика. И методики анонимизации информации, по-видимому, не помогут.