Госрезервный НДС

Назад

Источник: газета ''КоммерсантЪ'' №232(2601) от 28.12.02Галина Ляпунова

До конца года президент должен подписать закон, вето Совета федерации на который на днях преодолела Госдума. Речь идет о поправках в Налоговый кодекс, а также ряд других законодательных актов. Среди последних - закон "О федеральном бюджете на 2002 год", против одной из поправок в который и взбунтовались члены СФ. Цена поправки - 1 млрд руб.- это НДС, который в 2002 году должны перечислить в бюджет организации, входящие в систему государственного резерва.

Законопроект, так не понравившийся членам Совета федерации, в Госдуме проходил как "технический". Его основная задача - устранить ряд противоречий Налогового кодекса с законом "Об адвокатуре и адвокатской деятельности".

Впрочем, к адвокатской части законопроекта ни у одной из палат претензий нет. Споры разгорелись вокруг одной из поправок, к адвокатам никакого отношения не имеющей. Она касается порядка налогообложения организаций, входящих в систему государственного резерва.

В 1994 году Госдума приняла закон "О государственном материальном резерве", согласно которому "все средства, полученные организациями системы госрезерва... не подлежат налогообложению". А 1 января 2001 года вступила в силу вторая часть Налогового кодекса, в которой ни о каких льготах для госрезерва речь не идет. Более того, кодексом предусмотрено, что любые другие законодательные акты отныне будут действовать исключительно в части, не противоречащей Налоговому кодексу.

Тут же противоречие налицо, а значит, льгот организации госрезерва должны были лишиться сразу с вступлением второй части Налогового кодекса в силу, то есть с 1 января 2001 года. По крайней мере так рассуждали налоговые органы, которые тут же начали требовать от организаций госрезерва уплаты налогов, в первую очередь налога на добавленную стоимость (НДС).

Сами организации госрезерва посчитали иначе: пока положения закона "О материальном государственном резерве", наделяющие их льготами, не отменены специальным законом, НДС платить им не надо. История могла бы закончиться судом, но тут в дело вмешались законодатели: принимая бюджет на 2002 год, они предусмотрели в законе о бюджете статью, согласно которой с 1 января 2002 года "льготные" положения закона "О материальном государственном резерве" должны быть приостановлены. Таким образом они фактически признали, что до этого момента налоговые льготы госрезерва действительно имели право на существование. Налоговики только разводили руками.

Казалось бы, в этом году госрезерв уж точно был обязан платить налоги. На деле получилось иначе: суммы НДС отражались в бухгалтерских документах при продаже товаров, а сам налог при этом не уплачивался. Общая сумма не заплаченного за год НДС - около 1 млрд руб. Итог - уголовные дела против резервистов за неуплату налогов.

Чтобы избавиться от претензий налоговиков, госрезерв пошел по уже опробованному пути. В закон "О федеральном бюджете на 2002 год" предложено внести поправку, отменяющую действие пункта, который наложил запрет на налоговые льготы, а в законе "О федеральном бюджете на 2003 год" вновь введена норма, отменяющая эти самые льготы, но на сей раз уже с 1 января 2003 года. То есть все претензии к госрезерву за 2002 год становятся необоснованными.

Члены Совета федерации предприняли попытку разорвать этот замкнутый круг и отказались поддержать соответствующий законопроект (напомним, что большая часть поправок в нем касалась деятельности адвокатов, а не госрезерва). Но Госдума преодолела вето СФ без каких-либо обсуждений.

Теперь слово за президентом. Если закон все-таки будет подписан, то не исключено, что ситуация с льготами организаций госрезерва повторится и в следующем году. При условии, что депутаты сами не захотят ее исправлять и не внесут поправки в Налоговый кодекс, раз и навсегда отменяющие "резервные льготы".