Мир, делающий робкие шаги, чтобы выбраться из теряющего прочность глобального строения, возведённого по американскому шаблону, ищет сведения, хоть немного расходящиеся с тиражируемой «магистральными СМИ» информацией. Отсюда популярность альтернативных, совсем недавно считавшихся маргинальными медиа. Во главе этого движения сопротивления — уже признанный многими наш RT. Редакционная политика телеканала открыто оппозиционна западному, а маркетинговая — довольно искусна и агрессивна: она превращает не смолкающие нападки в его адрес в костяк, укрепляющий образ «противодействующего истеблишменту».
А поскольку навязываемое последние годы единомыслие опостылело не только «протестной», но и просто думающей аудитории, канал, несмотря на сравнительно, — с нынешними основными конкурентами — соседями по спискам популярности, и предшественниками из советской эпохи, — небольшие суммы, вкладываемые в него, становится заметным явлением на мировом медиапространстве.
Есть ли у RT соответствующие возможности, в том числе, материальные? Стоят ли перед ним задачи, сопоставимые с советским Иновещанием? Видимо, нет. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: В конце прошлого века ушло в прошлое противостояние социальных систем и задача возведения мировой системы социализма. А Коминтерн был распущен Сталиным ещё в 1943-м. Это было одним из условий открытия атлантистами второго фронта. Но от идеи донести свои идеи СССР не отказывался. Мультиязычная радиостанция «Голос Москвы» была основана в 1929-м с целью противостояния западным «партнёрам». В 1970-х орудие коммунистической пропаганды вело трансляции на 70-ти иностранных языках. ☆★
Вряд ли сегодня на это есть достаточно денег. Да и большинство городов, откуда велось вещание, — уже в составе независимых государств. Естественно, располагались студии/передатчики поближе к границам, к адресатам пропаганды. Только на Индию передачи шли более чем на десятке языков (там их — под пятьсот, только официальных — 22). Подобного охвата RT себе позволить не может. Да и нужен ли он? Конечно, если вести информационную войну по всем фронтам, то — да, но всегда ли желания совпадают с возможностями. Социализм пропагандировали в эфир, как тогда говорили, лучшие представители прогрессивного человечества: западные и восточные учёные, писатели, журналисты, артисты.
Да и бюджет у РФ, мягко говоря, чуть более открытый, чем у СССР. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Каждый, ну, или почти каждый миллион из бюджета РФ — под микроскопом СМИ. Потому RT приходится обходиться вещанием на шести языках, немногим более двумя тысячами сотрудников и 19-ю офисами в различных странах. Но это не мешает порталу издания входить в 500 самых посещаемых сайтов мира. ☆★ Очень неплохое начало, а ведь RT работает менее 12-ти лет. То ли ещё будет…
В последнее время на «путинских пропагандистов» направлены копья политиков и журналистов всего цивилизованного мира. И те, и другие, похоже, попросту отучились от конкуренции, существовавшей в эпоху противостояния систем. А за пару десятилетий монопольного владычества отвыкли даже от одного слова, сказанного поперёк. Задача Евросоюза теперь — повышение неприятия русской пропаганды. Брюссельские чиновники не раз выпускали всевозможные постановления, задача которых — исключение вдруг возникшей конкуренции, чуть ли введение цензуры. Естественно, во имя всех цивилизованных ценностей.
В наших аРТишниках увидели небезуспешную попытку навязать миру альтернативу западным ценностям, нарушить информационное сложившееся равновесие. Оппонента «магистральных» СМИ Запада, несущего в массы другой взгляд. В RT произвели калькуляцию противостоящих медиаресурсов. Насчитали около полусотни.
И, несмотря на одиночество в поле, приняли информационный бой. Судя по несколько неадекватной реакции конкурентов, похоже, что очерченная Президентом цель, — разрушить англосаксонскую монополию управления информационными потоками, — достигнута. В новостном сегменте «ЮТуба» канал бьёт один рекорд за другим. Причём, сделано это не в результате «лобовой атаки», — прямолинейным продвижением русской позиции, — а законспирированным «фланговым ударом».
Непререкаемость позиции западной медиамашины поколеблена, цивилизованные интерпретации событий поставлены под сомнение. Девиз телеканала, — question more, больше спрашивайте/сомневайтесь/анализируйте, — достигнут. В мозгах оппонентов порождено сомнение, а непривыкший к подобному инструмент может выйти из строя. Ну, или серьёзно засбоить. Но перезагрузка требуется не всем. Уже выходят книги о «Путинской пропагандистской машине, мягкой силе и внешней политике». Оказалось, всё это для Запада как-то менее комфортно, чем дирижирующий оркестром нетрезвый русский Президент.
Тщательно изучили феномен RT французские журналисты из серьёзного издания. И, в основном, после кропотливого фиксирования «этапов большого пути», анализа функционирования СМИ, пришли к не слишком утешительным (для себя) выводам. Они выражены в нескольких вопросах: что это — пропаганда или альтернативное мировоззрение? Насколько удачной была попытка продвижения русского влияния на весь мир? Однозначного ответа у них не нашлось, но теперь всю редакцию «Дипломатического мира» терзают смутные сомнения.
Судя по числу высказанных претензий к нетолерантности действий, к арсеналу инструментов, непринятых в демократичных и плюралистических европах, удалось русским пропагандистам немало. В числе орудий, непозволительных в обществе истинных проводников институтов демократии назван заметный интерес к шок-контенту. Под этим подразумеваются внимание к недовольству, разногласиям, столкновениям с полицией, протестным социальным движениям, авариям на производстве на Западе. Объяснение всему этому отыскано блюстителями таинств политической культуры и свобод личности.
Показ русскими этих недемократичных вещей, как утверждают оппоненты, — лишь средство «замазать», преуменьшить объём той бездны технологического отставания РФ от Европы и США? Но почему-то наших журналистов на подтасовке информации не поймали. Вот бы тогда шуму было! Но и без фейков RT — кость в горле. Американская Служба внешнего воздействия сформировала спецподразделение антипропаганды. Европарламент в резолюции, написанной весьма жёстко, более двух лет назад призвал Брюссель разработать «коммуникационную стратегию противодействия русской пропагандистской кампании». Видать, проняло.
Забытые со времён СССР «международные СМИ», — это на плюралистическом языке, а по-нашему — «вражьи голоса», — усилили вещание на русском. Но британские эксперты прекрасно понимают, что, судя по всему, все попытки повлиять «на аудиторию в чуждой медиасфере не будут слишком эффективными». Прививку общеевропейских ценностей в России можно получить ежедневно, включив одно из многочисленных политических телевизионных ток-шоу, где этих господ, проповедующих свои крайне толерантные ценности, и стремящихся к ним «задрав штаны через Карпаты», хватает.
Не надо задавать вопросов, зачем их нам нередко показывают по ТВ. СССР, в том числе, и от цензуры и недосказанностей, пострадал. Теперь очередь другого союза, Европейского.