Одним из ядер шестого технологического уклада, на фоне никак не желающего завершаться пятого, называют информационные технологии и их становой хребет — «большие данные», обрабатываемые искусственным интеллектом. Кто-то говорит о великом будущем big data, особенно в банковском секторе, другие вовсю зарабатывают на них, большинство же недоверчиво помалкивает. Но такие находились всегда, посматривая скептически на необходимость паровых машин, металлургии, конвейерного производства, информатики. Хотя прямых доказательств прорыва пока нет, но заинтересовались новыми технологиями серьёзные игроки.
Причём, не только из банковского и других клиентоориентированных секторов, а для применения big data с целью анализа предпочтений, управления ими, что пытаются доказать всему миру аналитики из Кембриджа после победы Трампа. Некоторые относятся к социологическому микротаргетированию после обработки огромных объёмов сведений с объяснимой долей сомнения, ряд Интернет-экспертов убеждён в неоспоримости успеха сетевых аналитиков. Как бы то ни было, вокруг пока не слишком понятных многим «больших данных» ломается немало копий. А кто-то споры слушает, да кушает (зарабатывает).
Одна из самых успешных отечественных компаний Интернет-отрасли — «Яндекс». Его финансовые показатели впечатляют. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Сетевой гигант несколько лет назад вышел на рынок «больших данных». На фирме было создано подразделение «Фабрика данных Яндекса» (ФДЯ). Цель — анализировать big data, предоставляя услуги клиентам. Компания искала партнёров из числа сильнейших игроков в российском ИТ-секторе. Поначалу все они работали в банковской отрасли, оценивая кредитные риски. Был разработан алгоритм для, по возможности, безошибочной оценки мнений клиентов. Проект попал на глаза транснациональным игрокам и получил доступ к глобальному рынку. ☆★
Партнёры разрабатывают сервис прогнозной аналитики, которая по заданному алгоритму должна обрабатывать поведение клиентов. Планируется существенно понизить затраты, — порядка десяти процентов, — на «вербовку» потребителя, его удержание. Использоваться проект будет в секторах: банковском, торговом, — живом и виртуальном, — телекоммуникационном. Тем временем «Яндекс» тренируется на сайтах знакомств, соцсетях, в онлайн-магазинах. Сервис будет автоматически модерировать фотографии, проверяя их оригинальность, отсеивает недостоверные анкеты. И что впереди? Полицейское государство?
Похоже, пользователю Сети придётся смириться, что следить за ним всё равно кто-то будет. А раз так — уж лучше наши разведчики, чем «ихние шпиёны». Под руководством заокеанского «кого следует» все западные Интернет-гиганты уже объединились для наблюдения за обитателями Всемирной паутины. И не просто за их перепиской, но и перемещениями. Конечно, не стоит думать, что под микроскоп попал каждый шаг всех, но если вдруг вами заинтересуются, то извините. Безусловно, нашим властям надо противодействовать этому диктату, а работающим с «большими данными» использовать свои компетенции на что-то реально полезное.
Предсказания поведения пользователей — не считаются. Как и просчёт спроса на товары со скидкой. Но… ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: «Фабрика данных Яндекса» (ФДЯ) идёт в промышленность для оптимизации издержек. Анализирует информацию о производстве, подсказывает, как автоматизировать его. В планах — плотная работа на рынке промышленного искусственного интеллекта. И это не пустые прожекты. Сервис ФДЯ внедрён в эксплуатацию на Магнитогорском металлургическом. Комбинат был пионером среди индустриальных предприятий. Но не единственным в промышленности. Так что революция, которую анонсировали американцы и призванная изменить нашу жизнь, работу и образ мыслей, начинает свершаться. ☆★ Отрабатывается концепция «индустриального Интернета».
Безусловно, информтехнологической инновацией заинтересовался «Сбербанк» и в партнёрстве с западными венчурными фондами захотел сделать мир лучше. Ну, а заодно и малость подзаработать, естественно. Если пользу (читай — будущую выгоду) в чём-то, созданным в стране-дауншифтере увидел Греф, свято верящий в стартапы, значит, как говорится, «хорошая вещь, берём!». Времена изменились, и финансистам запустить свой сетевой проект, развить его куда сложнее, чем вложиться в готовый. Для грамотных инвестиций биржевики внимательно отслеживают рейтинги наиболее успешных компаний Рунета. Ведь не интереса же ради, наживы для.
«Большие данные» постепенно становятся не просто престижной игрушкой, а технологическим трендом. Видимо, проанализировав их потенциальное влияние на экономику, новые возможности, компьютерщики открыли инновационное направление, а банкиры, поняв перспективы, вложились в него. Так, к примеру, тот же «Яндекс» спроектировал для немецких финансистов программу, прогнозирующую спрос в банкоматах на «нал». Вот такие широкие перспективы развития появились у хранителей технологий немалых данных. Но прорыв в реальную экономику был всё же совершён на «Магнитке». И он заставил поверить в инновацию не только финансистов.
В числе заинтересованных в доступе к базам «больших данных» оказался и Росстат. Для снабжения госструктур корректными сведениями, — а не такими как их англосаксонские коллеги перед выборами, — ведомство с целью большей детализации статистики планирует вскоре запустить централизованную систему обработки данных и получить доступ к big data, ведь «измерители настроений» зачастую конкурируют с аналитиками. Цель — формирование системы открытой статистики, большая детализация.
Видимо, различные коммерческие организации и ведомства будут готовы к тому, что придётся платить «Фабрике Яндекса» за пользования их сервисом, который на базе машинного обучения будет искать и анализировать информацию. Яндексом уже разработан сервис «Экстракт», проходящий сейчас бета-тестирование и ориентированный прежде всего на аналитиков банковского и ритейловского сектора, консалтинговых и исследовательских организаций.
ФДЯ исследует побочные эффекты едва наметившейся индустриальной революции, так называемые «прорывные технологии», которые призваны изменить рыночное соотношение ценностей, превратить в неконкурентоспособные любые старые продукты. Действительно, необходимо отыскать баланс между несущими свет инноваций и работающими в старых, «разрушающихся» технологиях. Так две российских фирмы из числа тех самых, прорывных стартаперов разрабатывают программное обеспечение в помощь кадровикам, которое будет анализировать… выражение лица претендента на вакансию.
Но не все «неконтролируемое» буйство ИТ-технологий направляют в инновационные сектора. Некоторые смотрят глубже и дальше. В Китае при помощи «больших данных» намереваются возродить плановую экономику, которой как раз и не хватило когда-то информационной составляющей для повышения эффективности проектирования. Но это, как говорится, совсем другая история…