Источник: ''Российская газета''Владимир Гурвич, Евгений Васильчук
Некоторое время назад среди экономистов была популярна страшилка под условным названием "2003 год", в котором страну якобы ожидает неминуемая катастрофа. Во-первых, предстоит выплата огромного внешнего дола и, во-вторых, начнется массовый падеж изношенных основных фондов. В результате Россия останется и без денег, и без промышленного потенциала.
И вот этот "страшный" год почти уже наступил. Что же нас ожидает? По мнению представителей недавно созданной Ассоциации независимых центров экономического анализа, в 2003 году кризис нам не грозит. Страна сумеет выплатить свой внешний долг, не остановится и производство. Более того, ВВП продолжит рост: согласно оптимистическому сценарию примерно на 4-4,5 процента, согласно пессимистическому - на 2,7 процента.
Характерно, что премьер Михаил Касьянов потребовал уведичить темпы роста, не указав, впрочем, насколько именно.
Надеяться на то, что в следующем году не случится ничего ужасного, позволяют в целом благоприятные итоги года нынешнего. Кроме роста ВВП более чем на 4 процента, удалось добиться и бюджетного профицита в 1 процент ВВП, что создает прочный финансовый резерв на 2003 год в объеме 170 миллиардов рублей.
Однако, как считает научный руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, это не означает, что проблем в бюджетной сфере не существует, они просто переносятся на среднесрочную перспективу. Снижение налоговых ставок не привело к росту поступления налогов, недостаток которого пока возмещается получением недоимок прошлых лет. При этом растут непроцентные доходы бюджета, что не может не привести в недалеком будущем к более напряженной ситуации с его исполнением. Необходимо проводить политику повышения эффективности бюджетных расходов.
Экономическое развитие в наступающем году будет во многом же определять те тенденции, которые проявились в году уходящем. По мнению исполнительного директора фонда Экономических исследований "Центр развития" Андрея Клепача, хотя темпы экономического роста в 2002 году на фоне общего мирового спада можно признать удовлетворительными, более того, они даже оказались немного выше, чем первоначально закладывались, но проблема в том, что это был плохой экономический рост. Успешно развивались всего несколько экспортно ориентированных отраслей: ТЭК, цветная металлургия. В то же время машиностроение, легкая промышленность почти не росли. Экономика наращивала объемы преимущественно не за счет инвестиций (прирост всего менее 3 процентов), которые по сути дела взяли инвестиционную паузу, а за счет увеличения потребительского спроса, который к тому же во многом удовлетворялся за счет импорта.
То есть замедлился процесс обновления производственных мощностей.
В стране проявляются явные признаки "голландской" болезни, то есть насыщение экономикой излишнего количества валютой, что уже привело к укреплению реального рубля на 7 процентов. А это в свою очередь снижает запас конкурентной прочности российской продукции, который образовался сразу после дефолта. Своеобразный итог подвел президент Ассоциации Леонид Григорьев. По его словам, в ближайшее время кризис российской экономике не грозит и она вступает в "скучный" этап своего развития. Зато он открывает гораздо более широкий простор для проведения необходимых реформ. При этом не следует ожидать чересчур резких рывков в реформаторской деятельности. Обычно они случаются сразу после кризисов.
Однако само Правительство не очень полагается на "скуку". По словам вице-премьера - министра финансов Алексея Кудрина, приоритетом в финансовой политике государства в последующие годы станет "защита от всяких случайностей", которые могут возникнуть при той или иной конъюнктуре мировых цен. Именно поэтому бюджеты 2004-2005 годов рассчитываются исходя из 18,5 доллара за один баррель нефти, сказал он. Это позволит сформировать дополнительный профицит бюджета, поскольку скорее всего реальная цена нефти будет все-таки выше. По прогнозам главы Минфина, в ближайшие годы профицит бюджета должен возрасти до 1,5 - 1,7 процента ВВП.
Алексей Кудрин отметил также, что с 2004 года в бюджете РФ будет формироваться стабилизационный фонд, который придет на смену нынешнему финансовому резерву. Стабилизационный фонд, пояснил он, будет направлен на обеспечение стабильной работы экономики России, чтобы защитить ее от изменений внешнеэкономической конъюнктуры. Формировать стабилизационный фонд позволит увеличение профицита бюджета, который, как прогнозирует Минфин, составит в 2004-2005 годах соответственно 254 миллиарда рублей и 293 миллиарда рублей. Глава Минфина не исключил того, что часть средств будет направляться в фонд также и из налоговых источников (экспортных сборов и налогов на добычу полезных ископаемых).
Сенсацией стало заявление А. Кудрина о том, что будут продолжаться заимствования на внешнем рынке. Если в 2004 году объем заимствований составит 3 млрд. долларов, то в 2005 году - 5 миллиардов долларов. Однако, подчеркнул Алексей Кудрин, увеличение объема заимствований будет компенсироваться "снижением ставок заимствований", когда "более дорогой долг будет замещаться более дешевым". Характерно, что первый заместитель председателя Банка России Олег Вьюгин также не исключает возможности того, что Россия в 2003 году прибегнет к заимствованиям, правда, не на открытых рынках капитала, а за счет средств МВФ.
Действительно, МВФ, которому упорно отказывается платить Аргентина и нет гарантий, что ее примеру рано или поздно не последует Бразилия, сейчас не прочь ради спасения репутации вернуться к более надежным партнерам. А. Клепач отметил, что экономические результаты России в 2002 году "оказались лучше, чем ожидались" и это немедленно вызвало весьма позитивную реакцию-намек в руководстве МВФ.
Интересно, что обычно столь придирчивый МВФ на сей раз не только не вспомнил о своих претензиях к структурным реформам, но и проигнорировал замедление темпов и плохое качество роста. Тот же А. Клепач подчеркивает, что "дальнейший рост экономики невозможен без изменения структуры этого роста". "Основной вклад в промышленный рост в 2002 году внесли сырьевые отрасли и металлургия, в то время как в легкой промышленности наметилась стагнация, а в последнее время даже спад", - отметил он.
Помимо этого, укрепление реального курса рубля, составившее около 7 процентов в 2002 году, не может положительно сказаться на конкурентоспособности российской экономики. "Запас конкурентоспособности, образовавшийся после кризиса 1998 года, значительно сократился, через несколько лет он будет окончательно съеден", - считает А. Клепач.
Отметим, что это еще довольно оптимистический взгляд. Высокопоставленный чиновник Минэкономразвития сообщил "Российской бизнес-газете", что ситуация в ключевых обрабатывающих отраслях российской промышленности "откровенно кризисная", а также, что нельзя "полностью исключить начало в 2003 году общепромышленной рецессии". Напомним, что совсем недавно об этом же говорил руководитель Центра макроэкономического анализа и прогнозирования Андрей Белоусов. И, кстати, данные Госкомстата за ноябрь дают более чем достаточные основания для подобных предположений. Насколько рецессия будет глубокой и долгой, перерастет ли она в полномасштабный спад - эти вопросы остаются открытыми, но то, что сокращение налоговой базы прибавит хлопот казне, является несомненным. Судя по всему, именно подобные опасения и вызывают осторожные намеки экономистов и финансистов на возможность новых заимствований.
Довольно сдержанно высказываются и другие исследователи. Так, член правления фонда "Открытая экономика" Константин Киселев заявил, что "будущий год является ключевым для России по целому ряду факторов", среди которых он назвал ситуацию с развитием мировой экономики, непредсказуемость событий в Ираке, возможное присоединение России к ВТО, а также рост выплат по внешнему долгу. Правда, он отметил, что "все расчеты показывают - пик выплат по внешнему году пройдет без неблагоприятных последствий".
Хотя в целом эксперты прогнозируют отсутствие серьезных экономических потрясений в ближайшие два года, нестабильность экономической ситуации в таких развитых странах, как США, Германия, Япония, международной валютно-финансовой сфере, сырьевых рынках может привести к самым неожиданным сюрпризам - как приятным, так и не очень. Не следует забывать и о слабости отечественного реального сектора, торможении потребительских настроений и спроса. Поэтому как-то не очень верится в прогноз, что наступающий год будет скучным. Без социально-экономических "развлечений" в наступающем году Россия вряд ли останется.
Зато прогнозы на более дальнюю перспективу как на подбор оптимистичны. К 2020 году Россия может достичь среднеевропейского уровня жизни, считает заместитель министра экономического развития и торговли РФ Юрий Белецкий.
В соответствии с оптимистическим прогнозом, валовой внутренний продукт к 2010 году по сравнению с 2000 годом вырастет в 1,7 раза и к 2020 году - в 2,8-2,9 раза, отметил Белецкий. Среднегодовые темпы прироста ВВП составят соответственно 5,4 процента, добавил он.
В соответствии с пессимистическим прогнозом, к 2010 году ВВП вырастет в 1,5 раза, а к 2020 году - в 2,3-2,4 раза, что соответствует среднегодовому темпу прироста ВВП на уровне 4,3 процента, сообщил замминистра. Он подчеркнул, что это является нижней границей роста, за которой не может быть нормального развития экономики и общества.
По прогнозу Минэкономразвития, уровень годовой инфляции должен снизиться к 2010 году до 5-7 процентов в год, а к 2020 году - до 3-5 процентов. Прогнозируется также снижение энергоемкости экономики к 2010 году в 1,4 раза и к 2020 году - в 1,9-2,2 раза по отношению к 2000 году, сообщил Белецкий.
Не остался в стороне и советник Президента Андрей Илларионов, который не ограничился цифрами, а указал и главный фактор ускорения роста - уменьшение роли государства в экономике. По его оценкам, в этом случае к 2015 году Россия сможет достичь трехкратного увеличения объема ВВП. При этом уровень государственных расходов в процентах от ВВП должен сократиться до 25 процентов к 2015 году против нынешних 35 процентов. В этом случае темпы прироста ВВП могут достичь уровня 8,9 процента ежегодно, сказал советник Президента. Как и следовало ожидать, А. Илларионов подверг критике некоторые аспекты финансовой политики Правительства. Суть его замечаний свелась к тому, что стабилизационный фонд необходим для скорейшей выплаты внешнего долга: ведь если конъюнктура изменится, то те долговые маневры, о которых говорил А. Кудрин, лишь усугубят ситуацию. Что ж, логика в этом есть, вот только бы внешний долг был единственной проблемой России...
Если посмотреть на реальные итоги "реформаторского" года, то, кроме упоминавшихся макроэкономических достижений, в области структурных изменений похвастаться особенно нечем. И на этом фоне очень трудно представить себе реализацию даже не слишком радикальных рецептов ускорения роста экономики.