Интернет-торговля и российский сетевой торгсин

Назад

Найдена ещё одна сетевая точка роста отечественной экономики. Поставлена масштабная цель: в самое ближайшее время в 100, — да-да, вы не ошиблись, в сотню — раз поднять объём «торгсина», — торговли с иностранцами, — точней, продаж товаров за границу через Всемирную паутину. Покупки в зарубежных Интернет-магазинах — дело житейское для россиян. Но вдруг выяснилось, что и у нас есть, что предложить чужестранцам. Чтоб приумножить онлайн-экспорт, нужно законодательно упростить процедуру продаж, жизнь «по обе стороны прилавка». Но и этого мало, необходимо «раскрутить» в мире эту торговую площадку.

Какие же именно российские товары находят своего покупателя в Сети? Понятно, что ни нефть/газ, ни танки/самолёты, ни зерно/древесина, ни даже мороженое не обретут нового хозяина в режиме реального времени. Да, неплохо продаются книги на русском. Но вряд ли количество бывших читающих граждан Союза за рубежом увеличится на порядок. Точки роста — экологические продукты, изделия ручной работы от русских мастеров, нишевые товары. При, естественно, низком рубле и реализованной правительственной программе поддержки.

Президентский советник по Сети Клименко убеждён, что скоро доходы его отрасли перекроют нефтяные. Как же сейчас поживает «виртуальный катализатор реальной экономики», Интернет? ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Авторитетные зарубежные исследователи трансграничных Интернет-продаж сочли, что иностранцы могут приобрести товаров из РФ на $2 млрд. Цифра стала на треть больше, чем годом раньше. Заметно растёт и экономика Рунета в целом. В сумму включены «цифровые товары»: социальные сети и игры. Последние завоевали весомую долю рынка. А компания по производству игр «Зептолаб» признана лучшим новичком 2013-го Тем не менее, успехи не утешают. Планируется взрывной рост вывоза товаров через Паутину. ☆★

Достичь этой цели планируют как путём увеличения числа продавцов, так и увеличением количества транзакций. Планируется, что к концу 2019-го количество отечественных компаний, участвующих в экспорте по линиям Паутины, вырастет с 27-ми до пятисот. Цифра же экспортных покупок за данный период возрастёт в триста раз. Запланировано создать национальные виртуальные павильоны на глобальных онлайн-площадках. Уже через два года их должно быть не менее семи, ещё 12-ю месяцами позже их количество должно вырасти до дюжины. С начала 2017-го будет упрощена процедура возмещения НДС для осуществивших экспортную электронную транзакцию. С июля планируют облегчить таможенные процедуры «обратного», невостребованного ввоза.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Властями будет определён денежный порог сделок малого и среднего бизнеса, не достигнув которого не будет необходимости в предоставлении оснований для проведения валютных транзакций. Но только административными преференциями рынков не завоевать. Нужны маркетинговые ходы, формирование имиджа страны-производителя. У специалистов — немало предложений, как увеличить продажи онлайн-магазина. А вот его раскрутка с нуля — дело более сложное. Тем временем китайская площадка, — AliExpress, — готова привлечь продавцов из РФ на свою территорию. ☆★ При этом стоит задача — создать своё, заметно расширив долю Сети с нынешних 2,4% ВВП страны.

Только налоговыми мерами, упрощениями процедуры сделок интернет-экспорт не нарастишь. Власти, похоже, осознали это и обещают провести грамотную рекламную кампанию за рубежом, изучают зарубежный опыт. Ставка будет сделана, прежде всего, на покупательский спрос китайских товарищей, намечены шаги по продвижению российских изделий в Поднебесной. Затем экспансия будет расширена. Пока импорт в этом сегменте на порядок превышает экспорт. Но создаются структуры, намеревающиеся в корне изменить это соотношение. Под силу ли им будет выполнить план?

Что же российского покупается за рубежами через Интернет, кто готов потратить валюту на российскую продукцию? Спрос уже — не только на невест. Но всё ещё объём онлайн-экспорта наших товаров невелик. Большинство предложений из РФ появилось в Сети в последние несколько лет. Это может удивить, но в основном наши товары приобретаются отнюдь не в Китае. Там продажи составляют до 15%. Первенство держат уютно живущие в цивилизованном мире США и Европа. На их долю приходится более сорока и тридцати процентов соответственно. Эксперты уверены, что, преимущественно, клиенты — те миллионы иммигрантов, что уехали из России в последние 25 лет. И основное, что они приобретают, — книги и детские товары.

Приведённая статистика порождает спор: что делать? Углублять и расширять «проторенные» контакты? Биться за новые торговые площадки? По данным аналитиков, иностранцы покупают эксклюзивные игрушки, сувениры, аксессуары, модные товары, изготовленные руками наших мастериц, или и вовсе сделанные на заказ. Не стоит удивляться, но в этом перечне имеются уникальные и «национальноколоритные» товары, а вот матрёшки отсутствуют, как и водка с АК-47. Кроме того, немалым спросом пользуется спецодежда и спортивное/полувоенное снаряжение, авторские мотоциклетные шлемы, «индивидуальные» кроссовки. Одним словом, «чтоб ни у кого нет, у тебя — есть. Уважаемый человек!».

Отыскать изюминку может не каждый. Но тому, кто смог это сделать, улыбается удача. Кто-то из привычного дерева делает вроде бы обычные вещи, что становятся находкой. Другие «поднимаются» на том, что всю жизнь делали в гараже: приспособления для рыбалки, другие самоделки, приглянувшиеся сетевым эстетам. Среди русских нередко находились мастера, способные подковать блоху. Другое дело, что вот запустить на полные обороты «блохоподковывательный» цех получалось редко. Но и первоочередная цель — не поставить уникальные изделия на поток, а убедить клиентов в их модность и престижности.

Немалый потенциал сетевого экспорта — у сегмента экологических продуктов питания, изделий из кожи, натуральных камней, ювелирных украшений, необычных аксессуаров производимых в немалых количествах в различных регионах страны. Правда, есть международный регламент, который ограничивает продажу «ювелирки», но у экспорта бижутерии — весьма серьёзный потенциал, ведь в России немало левшей, изготавливающих её в промышленных масштабах. Неплохие шансы и у наших рукодельниц — швей/вязальщиц необычными, эксклюзивными «тряпочками» завоевать экспорт в Паутине. Интересен пример шляпника Туниянца, завоёвывающего не только прилавки ритейла, но и модные салоны.

Есть возможности заинтересовать иноземных покупателей у изготовителей экотоваров, биокосметики. У неё — неплохой потенциал на китайском рынке. Один из таких производителей, Natura Siberica успешно вышел на европейский рынок, пробился и в супермаркеты, и на полки престижных бутиков. Французы вынуждены были отдать нашей косметики нишу рынка». Ну, и, естественно, не следует забывать об «освящённых традицией» товарах: о водке и икре, кедровых орешках и «домотканых» соленьях, коллекционных марках/монетах и предметах старины. То, что называется «национальными мелочами».

Товары отыщутся, надо дать шанс их продать, предоставить возможность поверить россиянам, что Интернет-экспорт заинтересует зарубежных потребителей. Для этого необходимо больше «живых» примеров успехов в продвижения русских товаров за границей. И, в то же время, создание интеграторов в зарубежные, — известные и крупные, — торговые площадки, чтобы наши товары не были там дефицитом, а также решение проблем с отправкой/доставкой.