Россия: экспортный прорыв или прорывной экспорт

Назад

Недавно мало кто сомневался, что в нашей стране — лишь углеводороды да дети хорошие, а вот руками русские делать ничего не умеют. Потом выяснилось, что ощетинившаяся ядерными боеголовками бензоколонка может стать житницей, а разодранная в клочья экономика запускает едва ли не половину ракет мира. И не только с Каспия по террористам в Сирии, но и в космос с астронавтами США. Затем власти поняли, что не обойтись без масштабной адресной программы продвижения отечественных несырьевых товаров, услуг среднего бизнеса. Ставка в раскрутке будет сделана на образ России, изобильной и экологичной страны.

Создаётся впечатление, что наше внимание усиленно концентрируют на нефтегазовой сфере, даже когда это касается ареста правительственных экономистов — соратников Гайдара. А ведь весьма заметны перемены, — и даже либеральные издания не могут их отрицать, — в агросекторе/пищепроме после введения продэмбарго. Но, с учётом того, что нам навязана модель, где лишь плохие новости продаются хорошо, может создаться впечатление, что положение в других отраслях экономики, возможно, за исключением оборонно-промышленной, без западной подпитки близко к обвалу. Это, возможно, не так далеко от истины в финансовом секторе, но в остальных всё не так плохо.

Конечно, вместе с успехами в аграрной и продовольственной отрасли, есть и «объективные трудности». Не скрыть некоторую потерю качества при изготовлении определённых продуктов, подорожание других. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Отдельные компоненты, используемые при изготовлении провианта, в РФ не производятся. Мясной промышленности не хватает определённой соли, а рыбной — мальков ряда видов креветок и рыб. Но надо ли отменить контрмеры в целом? «Фиг им», по словам Президента! Тем более, в ноябре Китай занял место крупнейшего покупателя провианта из РФ. Да, с данным ФТС не поспоришь. КНР, кроме свинины, закупает у нас шоколад, мороженное, икру. ☆★ Кроме ширпотреба, в обратном направлении устремились туристы. Так вскоре ожидаются японцы в Приморье. Не завоеватели — путешественники.

Оказалось, продаётся за рубежи не только то, что стреляет, растёт на земле и украшает её. Выяснилось, что Россия может не без успеха, — но при помощи профессионалов, — отправлять на экспорт продукцию, вызывающую изрядное удивление: одежду, в том числе, детскую, «кондитерку», питание для малышей, образовательные услуги. Но мало всё это произвести, надо умело продать. Для чего и создан Российский экспортный центр (РЭЦ), который займётся продвижением в мире наших несырьевых товаров.

С тем, чтобы покорить глобальные рынки, изобретён инновационный «зонтичный бренд». Им стал, — не поверите, — «Made in Russia». Профессионалы нашли точки роста для покорения планетарных рынков. И для экспортно-ориентированной экономики без имиджмейкеров, отделов внешних коммуникаций не обойтись, нужно следовать правилам маркетинговой игры, учитывать тонкость архитектуры баланса между принятыми обязательствами и возникающими возможностями. А уж потом, если всё пойдёт как надо, менять бизнес-правила.

Импульс к «чудесному преображению», росту экспорта в 35 (!) раз — девальвация рубля, но не только. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Не слишком умная игра в санкции поставила ряд отечественных промышленных отраслей в привилегированное положение. Практически вся Азия заинтересовалась закупкой российских продуктов. РЭЦ разработал программу поддержки экспорта. Одна из главных задач — выделение субсидий производителям. Для высокотехнологичных компаний — помощь властей в защите интеллектуальной собственности. То есть, патентования за рубежом. ☆★ Этот комплекс мер позволит нам не потерять рынки сбыта.

Подобная совокупность действий также поможет малому и среднему бизнесу. Созданный в 2015-м РЭЦ, в структуру которого входят банкиры и страховщики, для содействия экспортёрам разработал и «не финансовую» программу. Экспортцентр определил, что настоящей торговли не может быть без электронной составляющей, что без Интернета продвижение товаров сегодня проблематично.

К работе был подключён профильный президентский советник Герман Клименко. Он предложил проект, в котором будут задействованы современные аналитические, маркетинговые, аналитические технологии, связи с таможней будут обеспечены при помощи Почты России.

Немалая часть экспортных российских товаров это товары производства малого и среднего бизнеса. Более 13 500 таких предприятий поставляют на мировой рынок изделия на сумму свыше $5 млрд. Однако, они — новички на глобальных торговых площадках и не до конца понимают глобальные рынки. Наши компании не привыкли к тому, что те интересуются чем-то российским, помимо сырья. Но в последнее время ширится поток за границу товаров, не относящиеся к этой категории, и финансовая разница между этими видами экспорта уже не так бросается в глаза. Так, по данным того самого экс-улюкаевского МЭР, за 9 месяцев прошлого года объём купленного зарубежными компаньонами из сделанного руками россиян составил $141,3 млрд. А извлечённого ими из недр — $168,2 млрд. И тенденция крепнет.

За 2015-й доля бюджетных доходов от углеводородов снизилась до 45%. Годом ранее она была равна 70-ти процентным пунктам. Появились десятки высокотехнологичных товаров, и их экспорт неуклонно повышается последние 4 года. В этом списке не только продукция фармакологии и химии, бытовые стиральные машины, но и высокотехнологичная аппаратура: от турбогенераторов, высокоскоростных камер, сложной фильтрующей аппаратуры до микропроцессоров и рентгеновской аппаратура. Многие поставки осуществляются предприятиями малого и среднего бизнеса, и идут не в одну европейскую страну.

Их число на фоне несильного рубля лишь растёт. И значительно, не без помощи РЭЦ, сконцентрировавшегося на средних компаниях, чтобы их число поднялось к мировому уровню. Наблюдается экспортный подъём высокотехнологичной русской продукции. Так в 2015-м ставропольский «Монокристалл» пробился в мировые лидеры по поставке искусственных сапфиров. Их, в основном, покупает для линз в фотокамерах производитель «яблочных часов» из Града на холме — инициатора санкций. Столь же «строги» к агрессивным русским и другие англосаксы. «ВСМПО-Ависма» заключила с британским автомобилестроителем «Роллс-Ройс» ряд контрактов до 2025-го на поставку изделий из титана. При этом, около 70% продукции корпорации «ВСМПО-Ависма» поставляется в 39 стран. Её клиенты — 260 компаний, в числе которых и глобальные лидеры.

Ещё один из мировых передовиков — питерский «Транзас». Компания разрабатывает и производит высокотехнологичные решения в отрасли навигационных систем и морских электронных карт. Компания сориентировалась в океане бизнеса, найдя инвестора для своих инноваций и изделий ещё пять лет назад. Системы «Транзаса» установлены на тысячах кораблей, ходящих под сотнями флагов и в портах 55-ти стран. Немало сильных компаний объединены под брендом нередко подвергающегося критике «Роснано». Перечислять наименования готовых изделий и композитных материалов концерна долго: каждое из них потребует долгого объяснения для неспециалистов.

Но, в целом, и «процент брака» невысок: пока не запущено лишь десять из 73-х проектов госкорпорации. При этом, «Роснано» в течение 4-х лет намеревается привлечь свыше ₽150 млрд. инвестиций, причём, внешних. Трудно сказать, чем завлёк Чубайс зарубежных вкладчиков. Уж не «Волгой» же каждому за ваучер. Но пусть корпорация живёт своими инвестиционными циклами. Тем более, даже эти изобретатели-рационализаторы никак не помешают лидирующим позициям России в авиационной, атомной, космической, оборонной отраслях. И даже смогут подтянуть пока отстающих.